Всеобщее безразличие ко Второму пришествию Христа, кончине мира и
Страшному Суду: «...но, как было во дни Ноя, так будет и в
пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили,
женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не
думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и
пришествие Сына Человеческого» (Матф. 24:37-39).
И не думали... Потомки Каина быстро размножились и, оставив Бога, так
же быстро развратились. Новое поколение рассматривало происходящую
перемену народного быта и нравов вполне естественным и желанным
явлением. Не вникая в причины вещей, но принимая их так, как есть,
многие находили во всем этом некий сдвиг вперед, прогрессивность
взглядов и взаимоотношений.
И не думали... Жители допотопного мира утратили способность здраво
мыслить, проверять свои чувства или поступки, подвергать анализу
следствия и отыскивать причины. Они не думали и не видели, что «земля
растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт. 6:11). Вникая в
приведенные стихи Писания, мы убеждаемся в том, что, по законам
духовного мира, неверие, растление (или разврат) и злодеяния, как
причины и следствия, неразрывно связаны друг с другом. Эту же
неразрывную связь мы обнаруживаем и в Псалме Давида: «Сказал безумец в
сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет
делающего добро» (Пс. 13:1).
Подобное духовное состояние мира свидетельствовало о том, что люди
допотопной эпохи созрели для Божия Суда. Бог вынес людям допотопного
мира смертный приговор, но это ничуть не изменило их жизненного русла.
Все шло своим чередом. Они ели, пили, женились, выходили замуж, до того
момента, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
Божественный вердикт был приведен в исполнение... вердикт, о котором они
и не думали.
Указывая на неожиданность Своего явления, Христос приводит ученикам
еще один исторический случай: «Так же, как было и во дни Лота: ели,
пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот
вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил
всех» (Луки 17:28-29).
Не думали и не ожидали...
Едва ли нужно проводить аналогию между духовным состоянием двух эпох:
допотопной и атомной, настолько они во всех отношениях сходны. Те не
думали, а что можно сказать о нас? Думаем ли мы о том, что Христос может
придти в любой момент дня и ночи? Готовы ли мы к такой внезапной
встрече с Ним? Особенно тот, кто все еще пребывает в неверии, кто не
примирился с Богом, не принял Голгофской жертвы Христа, принесенной за
его грехи?
Думают ли они о том, что, если они не раскаются, не обратятся к Нему,
как к Спасителю грешников, они должны будут так или иначе встретиться со
Христом, но уже не как с личным Спасителем, а как с грозным Судьей?
Обратимся к учению Библии о восхищении Церкви и подробно
рассмотрим эту тему.
В Новом Завете о восхищении Церкви говорится в нескольких местах, а
именно: 1 Kop. 15:51-52:
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во
мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут
нетленными, а мы изменимся»; 1 Фес. 4:15-17: «Ибо сие
говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия
Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении,
при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе
воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены
будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом
будем».
Эти слова Писания говорят о том, что восхищение Церкви будет
сопровождаться воскресением мертвых во Христе, то есть умерших с верою
во Христа, и изменением тех детей Господних, которые доживут до этого
события. Мертвые во Христе воскреснут нетленными, то есть в новом,
нетленном теле, а тела живых христиан изменятся, то есть тоже будут
новыми, нетленными, о чем мы читаем в 1 Кор. 15:44: «…сеется (то
есть погребается) тело душевное, восстает (то есть воскресает) тело
духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное». Новое тело будет
сообразно славному телу Его (1
Иоан. 3:2; 1 Кор. 15:49;
Филип. 3:21).
Христос говорит нам, что восхищение Церкви будет внезапным,
неожиданным: «…тогда будут двое на поле: один берется, а другой
оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется»
(Матф. 24:40-41).
Слово Божие говорит также, что пришествие Христа за Своей Церковью, в
отличие от Его пришествия во славе, будет невидимым для мира, как
сказано в 1 Фес. 5:2:
«…день Господень так придет, как тать ночью».
В Божественном плане спасения восхищение Церкви занимает, безусловно,
очень важное место, тем более, что оно связано еще и с так называемым
первым воскресением мертвых. Согласно учению Библии, мы имеем следующий
порядок воскресения мертвых: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все
оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в
пришествие Его» (1 Kop.
15:22-23). «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится
тысяча лет. Это – первое воскресение» (Откр. 20:5).
Слово Божие, давая нам краткое учение о восхищении Церкви и первом
воскресении мертвых во Христе и говоря о том, что эти два события придут
внезапно и неожиданно, призывает нас к постоянному бодрствованию в
ожидании этих событий. В 1
Фес. 5:4-6 мы читаем: «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал
вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не [сыны] ночи,
ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и
трезвиться». И Христос, говоря о внезапности восхищения Церкви,
призывает Своих последователей к бодрствованию: «Итак бодрствуйте,
потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Матф. 24:42). О
необходимости бодрствования сказано в Притчах о десяти девах (Матф. 25:1-13) и талантах (Матф. 25:13-30).
Важно отметить, что восхищение Церкви коснется всех верующих, а не
какой-то их части. Слова Иисуса о том, что в пришествие «один берется, а
другой оставляется», касаются не двух категорий верующих, а верующих и
неверующих.
Во 2-м Послании к Фессалоникийцам 2:7 говорится о некоей Личности,
«удерживающем», Который не дает открыться беззаконию. Ясно, что эта
Личность не может быть человеком (она удерживает вот уже две тысячи
лет). Видимо, речь идет о Святом Духе, Который должен быть взят перед
страшными событиями Великой скорби. Так как Церковь – храм Святого Духа,
то становится ясным, что она будет взята с земли вместе со Святым Духом
до Великой скорби или, как думают некоторые, в начале ее. Во всяком
случае, Великой скорби будут предшествовать непростые для христиан
времена, так что стойкость и духовное бодрствование от верующих все
равно потребуются (Матф.
24:9-13). Начало пришествия Христа произойдет внезапно (1 Фес. 5:2).
Учение Библии о Втором пришествии Христа во славе. Учение о
Втором пришествии Христа относится к основным истинам Писания. Оно как
бы венчает дело Христа, начатое Духом Святым в Вифлееме и продолженное
на Голгофе в страданиях и смерти Христа за грехи мира, а также – в Его
вознесении с вершины горы Елеонской. В Своей большой эсхатологической
проповеди, которая содержится в 24-й главе Евангелия от Матфея и в 13-й
главе Евангелия от Марка, Христос очень ясно говорит о Своем пришествии в
славе. Он говорит об этом и в других случаях. Христос рисует нам
следующую картину Своего Второго пришествия: Он придет «на облаках
небесных» (Матф. 24:30; Дан. 7:13); Он придет «с
силою и славою великою» (Матф.
24:30); Он придет в сопровождении Ангелов (Матф. 16:27; 24:31; 25:31); Его
пришествие будет сопровождаться некоторыми явлениями в космосе (Матф. 24:29) и на земле (Луки 21:25).
Христос придет, чтобы совершить Свой последний Суд над живыми и мертвыми
(Матф. 16:27; 25:31-46). Верующие во
Христа не предстанут пред Судом для осуждения (Иоан. 3:18; 5:24). Наоборот,
они сойдут с Ним, чтобы судить мир (1 Кор. 6:2-3; Матф. 19:28; Откр. 20:4). Христос говорит
определенно, что о дне Его пришествия никто не будет знать (Матф. 24:36), а поэтому все
исчисления времени Его пришествия противоречат Его Божественной воле.
Пришествие Христа во славе, в отличие от Его явления за Своей
искупленной Церковью, будет видимо для всех (Матф. 24:27).
Природа Его пришествия и цель Его пришествия в воздухе. В
связи с учением о пришествии Христа, на ум приходит несколько вопросов.
Во-первых, какова природа Его пришествия? Затем мы задаемся вопросом,
существуют ли фазы Его пришествия? И если существуют, то каковы они?
В Библии содержится обширное учение относительно Второго пришествия
Христа. Иисус сказал, что Он придет лично (Иоан. 14:3), неожиданно (Матф. 24:32-51; 25:1-13; Марка 13:33-37), внезапно
(Матф. 24:27), во славе
Отца Своего и со святыми Ангелами Своими (Матф. 16:27; 25:31) и с победою (Луки 19:11-27). Мужи,
облеченные в белые одежды, свидетельствовали при вознесении Христовом,
что Он придет лично, во плоти, видимым образом и внезапно (Деян. 1:10). Апостол Петр
свидетельствовал, что Он придет лично (Деян. 3:19-21) и
неожиданно (2 Петра 3:8-13).
Апостол Павел свидетельствовал, что Он придет лично (Филип. 3:20; 1 Фес. 4:16), внезапно (1 Кор. 15:52), во славе и
сопровождении Ангелов (2 Фес.
1:7, 10; Титу 2:13). Послание к Евреям
свидетельствует, что Он придет лично (9:28) и скоро (10:37). Апостол Иаков
утверждает, что Он придет лично (5:7-8). Апостол Иоанн пишет,
что Он придет лично (1 Иоан.
2:28; 3:2) и внезапно (Откр.
22:12). Апостол Иуда говорит о Енохе, чтобы показать, что Он придет
публично (ст. 14). Библейские доказательства ясны и достаточны.
Некоторые ошибочные толкования. Несмотря на недвусмысленность и
достаточные доказательства, существует много ошибочных толкований
Второго пришествия. Поэтому необходимо обратить внимание на эти учения
прежде, чем мы приступим к дальнейшему исследованию рассматриваемой
доктрины. Обратим внимание, кратко и бегло, на пять из них.
Сошествие Духа Святого. Некоторые учат, что возвращением
Христовым является сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы. Они
ссылаются на стих Матф. 16:28:
«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят
смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем».
Подобным образом некоторые толкуют стих Иоанна 16:16: «Вскоре вы не
увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу», утверждая,
что это слово исполнилось, когда сошел Дух Святой. Но обетование в
Евангелии от Матфея более ясно указывает на повторное явление Христа
после Его воскресения. Иисус обещал, что Он пошлет Утешителя, но ведь Он
не послал Самого Себя (Иоан.
14:16; 15:26).
Действительно, Он заявил, что сошествие Духа обусловлено Его уходом (Иоан. 16:7). В Деяниях 2:33 Иисус
представлен изливающим Дух, сидя одесную Отца. Это случилось в день
Пятидесятницы. В Деяниях
3:19-21, уже после Пятидесятницы, Петр призывает Израиль покаяться,
чтобы Бог мог послать Христа, «Которого небо должно было принять до
времени совершения всего». После Пятидесятницы произнесено было и много
других обетований о пришествии Христовом, а потому эти два события не
являются взаимосвязанными. Так утверждают некоторые, но и этот взгляд не
соответствует Писанию. Иисус говорил об Отце и Сыне, Которые будут
обитать в верующем (Иоан.
14:23), однако сразу после этого Он сказал, что придет Утешитель и
научит всему (Иоан. 14:26).
Дух Святой – это Дух Иисуса (Деян.
16:7), Дух Христов (Римл.
8:9; 1 Петра 1:11), но
Христа и Духа Святого не следует смешивать друг с другом.
Разрушение Иерусалима. Некоторые полагают, что пришествие
Христа явилось разрушением Иерусалима в 70-м году. Мы можем согласиться с
тем, что пророчество о разрушении этого города тесно взаимосвязано с
предсказаниями о пришествии Христа в Матф. 24; Марка 13; Луки 21, и это
событие можно назвать пришествием Господа в судах, но в то же время нам
необходимо согласиться и с предсказаниями о грядущем личном пришествии
Спасителя.
Наступление смерти. Некоторые относят стих Матф. 24:42: «Итак
бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь наш придет» и к
смерти, и к возвращению Христа.
Действительно верно, что тогда,
когда верующий умирает, Господь принимает его душу к Себе, но этого
момента нам не следует смешивать с возвращением Христовым.
Обращение мира. Некоторые полагают, что намеком на обращение
мира являются слова: «Да приидет Царствие Твое» (Матф. 6:10). Они утверждают,
что тогда именно, когда мир примет принципы Христовы, придет и Сам
Христос. Однако Писание учит, что в последние дни совершится великое
отпадение от веры (Луки 18:8;
2 Фес. 2:3-12; 1 Тим. 4:1); что наступят
«времена тяжкие» (2 Тим. 3:1),
что люди не будут терпеть звука учения, и что они введут достойные
осуждения ереси (2 Тим. 4:3-4;
2 Петра 2:1); что вновь
будет преобладать состояние времен Ноя и Лота (Луки 17:26-30). Но все
это не похоже на обращение мира в пришествие Христово. Кроме того,
Писание представляет пришествие Христово, как нечто внезапное,
мгновенное, как молния (Матф.
24:27), как нечто нежданное, как вор (Матф. 24:43; 1 Фес. 5:2). Да и воскресение
мертвых совершится во мгновение ока (1 Кор. 15:52).
Два этапа пришествия Христова. Всякий, кто впервые сталкивается с
истиной о Втором пришествии Христовом, может смутиться от кажущегося
противоречия описания его. Он читает, что Христос придет за Своими, что
Он придет видимым для мира образом, что Он будет судить людей в общем и
что Он будет судить дела верующих. Он читает об особом воскресении
спасенных, о брачном пире, о борьбе с антихристом и его силой, о том,
что сатана будет связан, об установлении земного Царства и о Суде пред
великим Белым престолом. Мы полагаем, что ключ к этому вопросу
содержится в двух этапах Его пришествия. Мы знаем, что Он придет на
облаках, в воздухе, а потому некоторые события совершатся в воздухе; мы
знаем также, что Он придет на землю, а потому некоторые события
произойдут на земле. Следовательно, необходимо отличать друг от друга
оба эти пришествия.
Его пришествие в воздухе. Павел пишет: «…потому что Сам Господь
при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и
мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых,
восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:16-17). Во 2-м
Послании к Фессалоникийцам 2:1 речь идет о нашем собирании к Нему. Эта
же идея выражена и у Иоанна
14:3: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму
вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». В этом пришествии Христос вообще не
явится на землю, а соберет Своих в воздухе. Мертвые во Христе
воскреснут, а живые изменятся (1 Кор. 15-51-54). Это
пришествие следует отличать от Его Второго пришествия.
Его пришествие на землю. К книге Захарии 14:4 сказано: «И
станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом
Иерусалима к востоку». В Деяниях
1:11 мужи, облеченные в белые одежды, утверждают, что Иисус «придет
таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Покинул гору
Елеонскую видимым образом, а потому видимым образом возвратится на гору
Елеонскую. В Матф. 19:28 сказано,
что Он воссядет на Своем престоле славы, и Его двенадцать учеников
сядут на двенадцати престолах, чтобы судить двенадцать колен Израиля. В Матф. 24:29-31 и Матф. 25:31-46 изложено
это пришествие Его на землю. Пророк Захария (12:10-14)
представляет дом Давидов, жителей Иерусалима, а также все семьи Израиля,
которые будут печалиться, когда воззрят на Того, Которого пронзили. В
Откр. 1:7 сказано: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те,
которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей,
аминь». Когда Он придет на землю, Он придет вместе со Своими (Иоиля 3:11; 1 Фес. 3:13; Иуды ст. 14). Факт этот
предполагает два аспекта в Его пришествии. Один – в котором избранные
Его будут восхищены к Нему. Второй – в котором избранные Его придут
вместе с Ним.
Рассмотрим более подробно трехфазное пришествие Иисуса Христа с
эсхатологической позиции, как это описывают богословы.
Взятие Церкви относится ко Второму пришествию Христа, к первой фазе.
Рассмотрим несколько эсхатологических позиций, в которых освящена эта
тема: претрибуляционизм (до Великой скорби), премиллениализм (после
Великой скорби, до Тысячелетнего Царства Христа) и мидлтрибуляционизм
(посреди Великой скорби). В премиллениализме (посттрибуляционизме)
первая фаза совпадает со второй фазой пришествия Христа, которая будет
после Великой скорби. И третья фаза Второго пришествия состоится после
Тысячелетнего Царства, когда Христос откроется как Бог в полноте Своей.
Теории трехфазного пришествия в основном придерживаются
претрибуляционисты (Христос придет перед периодом Большой скорби, Откр. 3:10) и
мидлтрибуляционисты, которые утверждают, что Христос придет в середине
Большой скорби. В первой фазе пришествия Христос придет взять Церковь.
Это будет приход тайный для мира, как вор ночью. Вот места Писания,
подтверждающие это: Луки
17:34-36; Откр. 3:10; 2 Петра 2:9. Он осуществится
перед наступлением правления антихриста, или в половине его правления.
Церкви, согласно этой теории, не будет на земле во время Большой скорби (Луки 21:36). В это время
осуществится спасение верующих от Божия гнева, который должен вылиться
на мир (1 Фес. 1:10; Римл. 5:9). Это будет
пришествие за святыми. Встреча с Господом состоится на воздухе в момент
восхищения, с воскресшими и измененными христианами (1 Фес. 4:16-17; 1 Кор.15:51-52; Иоан.14:2-3).
И пре-, и мидлтрибуляционисты соглашаются, что восхищение будет. Не
соглашаются они между собой только о времени восхищения. Но как бы то ни
было, нам важно быть готовыми подняться на небеса, а время покажет, как
будет.
Христос вернется в конце мира, чтобы ввести новый век, вечный статус
всего сущего, и Он сделает это посредством двух великих актов, а именно:
воскрешением мертвых и конечным праведным Судом. Вот места Священного
Писания, в подтверждение: Матф.
13:49-50; 16:27; 25:14-30; Луки 9:26; 19:15, 26-27; Иоан. 5:25-29; Деян. 17:31; Римл. 2:3-16; 1 Кор. 4:5; 15:22-23; 2 Кор. 5:10; Филип. 3:20-21; 1 Фес. 4:13-17; 2 Фес. 1:7-10; 2:7-8; 2 Тим. 4:1, 8; 2 Петра 3:10-13; Иуды 1:14-15; Откр. 20:11-15; 22:12.
Второе пришествие Христа будет в конце истории земли. Оно не будет
таким, каким было Его Первое пришествие. Спаситель придет вторично не
как скромный Учитель правды, но как Царь Вселенной, во славе и величии, в
сопровождении великого множества Ангелов, чтобы совершить Суд над
человечеством, «чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).
Пришествие Иисуса Христа во славе положит конец трагедии веков,
вековечному злу и его разрушительным силам на земле. Пришествие Христа –
блаженное упование Церкви – явится величественным завершением дела
Евангелия.
Почти полное исполнение большинства последовательно раскрывающих
историю мира пророчеств, как и само состояние мира, свидетельствует о
близости пришествия Христа. Время этого события не открыто, и потому мы
призываемся быть всегда готовыми (Титу 2: 13; Иоан. 14:1-3; Деян. 1:9-11; 1 Фес. 4:16-17; 1 Кор. 15:51-54; 2 Фес. 2:8; Матф. 24; Марка 13; Луки 21; ).
Претрибуляционизм, Премиллениализм.
Библейское основание: Дан.
7:9; Иезек., гл. 38; Иер. 30:3-7; 1 Фес. 4:13-17.
Претрибуляционизм был принят большинством пятидесятнических и
харизматических Церквей.
В 1890 году Ниагарская Библейская конференция сделала ударение на
возможности восхищения в любой момент.
Мидлтрибуляционизм.
Мидлтрибуляционизм появился в христианстве в 1940 году. Сторонники
этой точки зрения не имеют много литературы
Цели Второго пришествия Христа на воздухе. Итак, мы приступаем
к рассмотрению первой фазы Его пришествия на землю. И задаемся
вопросом: какова же цель Его пришествия на воздухе? На этот вопрос можно
предложить несколько ответов.
Взять избранных Своих. Иисус придет, чтобы взять избранных
Своих к Себе. Иисус сказал: «…приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и
вы были, где Я» (Иоан. 14:3).
Иисус жаждет самого тесного общения с избранными, но мы знаем, что,
водворясь в теле, мы устранены от Господа (2 Кор. 5:8). Когда же верующий
умирает в Господе, он «выходит из тела», чтобы «водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8). Но и это также
не является идеальным состоянием, потому что это состояние вне тела.
Когда же придет Иисус, Он примет к Себе верующих уже в теле. И, начиная с
этого времени, верующие «всегда с Господом будут» (1 Фес. 4:17). Но так как
«плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не
наследует нетления» (1 Кор.
15:50), то очевидно, что должны произойти какие-то изменения прежде,
чем Он возьмет нас к Себе. О них будем рассуждать далее.
1. Предпосылки. «Свои» либо находятся теперь в Его присутствии
в духе (2 Кор. 5:8; Филип. 1:23; Евр. 12:23; Откр. 6:9) и в сознательном
состоянии (Луки 16:19-31;
Откр. 6:9), а тела их
находятся во гробе, либо еще «водворены в тела», а потому «устранены от
Господа» (2 Кор. 5:6). Но
пребывать со Христом в духе – это не окончательная цель искупления.
Христос искупил равным образом и тело, как и душу (Римл. 8:23; Ефес. 1:14; 4:30), однажды же Он
преобразит и тело, и «оно будет сообразно славному Телу Его» (Филип. 3:21). Эти два события
весьма необходимы для того, чтобы Он мог взять нас к Себе: во-первых,
мертвые во Христе должны воскреснуть, во-вторых, живые верующие должны
измениться. Обратим свое более пристальное внимание на оба эти события:
мертвые должны воскреснуть; живущие и верующие во Христа должны
измениться.
2. Способ. Внимательное чтение Писания раскрывает перед нами
тот факт, что перемещение верующих в присутствие Христово – это еще не
все, что сопряжено с перемещением избранных Его к Нему. Главное состоит в
том, что Церковь вступит в брачные отношения с Ним. Церковь является
Невестой. Она находится в состоянии обручения, или представления (2 Кор. 11:2). В конечном
итоге Христос «представит ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна,
или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна»
(Еф. 5:27). Иоанн пишет:
«И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих,
как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь
Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо
наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей
облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр. 19:6-8). Иисус
Христос придет, как Жених, чтобы взять Церковь, Свою Невесту. Иоанн
Креститель был другом Жениха (Иоан. 3:19-29) и готовил
путь для пришествия Христа.
Чтобы судить и награждать. И то и другое сочетается со Вторым
пришествием Христа.
1. Суд над верующими. Христос придет, чтобы судить дела
верующих и чтобы установить для них награды. Верующий не будет судим за
свои грехи (Иоан. 5:24), так как он уже осужден за них в лице Христа на
кресте (Ис. 53:5; 2 Кор. 5:21), а потому он уже
не будет более привлекаться к ответственности за них в пришествие
Христа. Однако в этой жизни он подвергается наказанию за совершенные
грехи, чтобы не быть осужденным с миром (1 Кор. 5:5; 11:32; Евр. 12:7; 2 Царств 7:14). Когда же
придет Христос, верующий будет судим в отношении того, как он
пользовался дарованными ему талантами (Матф. 25:14-30) и минами (Луки 19:11-27), а также
теми благоприятными возможностями (Матф. 20:1-16), которые
были дарованы ему.
Спасение является даром Божиим (Иоан. 4:10; 10:28; Римл. 6:23). Когда Иаков
говорит, что мы спасаемся делами (Иак. 2:24), он имеет в виду
веру, которая производит дела (2:22, 26). И Павел
указывает, что мы спасены по благодати, но спасены на добрые дела (Еф. 2:8-10). Иначе говоря,
Господь предложил народу Своему благоприятную возможность собирать себе
сокровище на небесах теперь, когда он спасен (Матф. 6:20), «ибо так
откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя
Иисуса Христа» (2 Петра 1:11).
Итак, когда придет Христос, верующий будет судим с учетом этих дел.
Павел пишет: «…ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы
каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле,
доброе или худое» (2 Кор. 5:10).
Он пишет также: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что
унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Римл. 14:10). Эту же мысль
он продолжает далее: «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Римл.
14:12).
2. Награда. Когда Он придет, тогда огонь испытает наши дела –
если они из золота, серебра или драгоценных камней, мы получим награду (1 Кор. 3:11-15). Нет
сомнений, что многие будут принадлежать к группе спасенных, у которых
будет мало наград; у других же будет много наград. Теперь мы
приглашаемся к тому, чтобы пребывать во Христе, а потому, когда Он
явится, мы не будем постыжены в пришествие Его (1 Иоан. 2:28). Павел пишет:
«Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред
Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?» (1 Фес. 2:19).
А. Какова основа для награды? В Писании говорится о нескольких
вещах, которые приводят к награде. Как служитель тайн Божиих (1 Кор. 4:1-5), верующий
несет ответственность за свое служение. Определенная награда обещана
верным (1 Кор. 4:2) за
правильное использование благоприятных возможностей, талантов и мин,
которые были доверены им (Матф.
20:1-16; 25:14-30;
Луки 19:12-27). А те,
которым доверено было материальное состояние, удостоятся награды
сообразно тому, как они пользовались своим состоянием (Матф. 6:20; Гал. 6:7-8); «…кто сеет
щедро, тот щедро и пожнет» (2
Кор. 9:6).
В определенной степени, каждый христианин несет ответственность за
души других и каждый верующий награжден будет сообразно тому, сколько
душ он призвал к правде. Ангел сказал Даниилу: «И разумные будут сиять,
как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды,
вовеки, навсегда» (Дан. 12:3).
Подобным образом говорит и Павел: «Ибо кто наша надежда, или радость,
или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в
пришествие Его?» (1 Фес. 2:19).
Как и те, которые живут в этом нуждающемся мире, и мы должны делать
добро всем людям – и удостоимся награды (Гал. 6:10).
Награждены будут гостеприимство (Матф. 10:40-42), как и
попечение о голодных (Матф.
15:35-40). Даже чаша холодной воды не останется незамеченной в тот
день (Матф. 10:42).
Сказанное особенно верно в отношении истинной любви, оказанной
еврейскому народу.
Наконец, так как христианин страдает в этом злом мире, он удостоится
награды за терпение. Если оскорбляют нас, поносят, преследуют, клевещут
на нас, награда наша будет чрезвычайно велика на небесах (Матф. 5:11-12; Луки 6:22-23). Если мы с
Ним страдаем, то с Ним и царст¬вовать будем (2 Тим. 2:12; Римл. 8:17). Иаков говорит:
«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан,
он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12).
Б. Когда же состоится это награждение? Награды будут розданы
тогда, когда Он придет (Матф.
16:27; Римл. 2:5-10);
в связи с этим ошибочно утверждать, что верующие, когда умирают, уходят
за своей наградой. Павел заявляет, что он получит свою награду тогда,
когда явится Христос, а не в момент своей смерти. Умершие в Господе
находятся теперь в Его личном присутствии, но все они ожидают дня
признания и воздаяния.
В. Какова природа этой награды? Писание представляет награды в
образе венцов. Нам сказано, что это будет нетленная награда (1 Кор. 9:25); нас
предупреждают, чтобы мы не потеряли венца своего: «Се, гряду скоро;
держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3:11). Приобретенные
для Господа души будут венцом нашего ликования (1 Фес. 2:19). Кроме того,
существует венец правды (2 Тим.
4:8), венец жизни (Иак.
1:12; Откр. 2:10) и
венец славы (1 Петра 5:4).
Но что бы ни подразумевалось под предлагаемым образом, мы можем быть
вполне уверенными, что он представляет славную и вечную часть в
присутствии Господа. Как часть награды, обещано также и место со Христом
на Его престоле (Луки
19:11-27; 2 Тим. 2:12;
Откр. 3:21).
Чтобы взять «удерживающего».Он придет, чтобы взять
«удерживающего» откровение человека греха. Павел пишет: «И ныне вы
знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна
беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не
будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник,
которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением
пришествия Своего» (2 Фес.
2:6-8). В связи с пришествием Христовым, здесь упоминаются две
личности: «удерживающий», Который будет взят, и беззаконник, который
будет убит духом уст Христовых. Павел говорит, что тайна беззакония уже в
действии, она была в действии уже в то время, но существует нечто, «что
не допускает» и существует еще «удерживающий теперь», Который
препятствует полному развитию беззакония.
В Бытие 6:3 Дух Святой
представлен борющимся с порочным человеческим родом во дни Ноя, и
сказано, что «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками». Когда
Он перестанет сопротивляться порочности людей, тогда суды Божии
прольются на мир. Он является этим «удерживающим» и в конце времени,
когда повторятся дни Ноя.
Он ограничивает зло часто через Церковь, потому что, в силу Его
присутствия в верующих, они являются солью земли и светом мира (Матф. 5:13-16). Когда
Церковь будет восхищена, тогда и соль и свет будут изъяты из мира. На
какое-то короткое время после восхищения, пока новые души обратятся к
Господу, спасенных не окажется на земле. Тогда, очевидно, Дух Святой
откажется от Своего особого служения ограничивать зло, в результате чего
стремительно будут развиваться испорченность и тьма; беззаконие
умножится, откроется беззаконник.
Дух Святой по-прежнему будет пребывать на земле, как Он пребывал в
ветхозаветние времена, но уже не в том особом смысле, в котором он
пребывает в нынешнем веке. Сатана вместе со своими помощниками будет
обладать огромной властью на земле перед наступлением Последнего Суда.
Пришествие Христово устранит удерживающего развитие беззакония.
Вот вкратце описаны цели пришествия Христа.
Заключение. Те события, которые грядут и описаны в этой
работе, достаточно серьезны, чтобы отнестись к ним легкомысленно. Мы
должны приготовиться к предстоящей встрече. Каждый новый день приближает
нас к встрече с Господом. В Писании сказано: «Посему мы должны быть
особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через
Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и
непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев
о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас
утвердилось слышавшими [от Него]?» (Евр. 2:1-3).
Мы несем ответственность пред Господом за свою жизнь и дела. И спасены
для одной лишь цели: чтобы быть с Ним (Иоан. 17:24). Все наши труды
должны быть направлены к достижению этой цели. Иисус приготовил нам
Небеса. И вечность мы, как Его искупленный народ и Его Невеста, проведем
с Господом. Спасение еще продолжается, двери благодати не закрыты.
(Использованная литература: Библия; «Явление», отрывок из книги
Георга Ладда «Теология Нового Завета»; «Кто же Этот?», П. И. Рогозин;
«Догматика», А. М. Бычков; Лекция 14 из «Учения Библии о последних
событиях» (Эсхатология); «Систематическое богословие», учебник под ред.
Иванова; «Эсхатология», Г. К. Тиссен; «Небеса для Церкви», К. Прохоров)
|