ГОСПОДЬ, ОТЕЦ, ПАПОЧКА… КАК ОБРАЩАТЬСЯ К БОГУ?
Сегодня можно слышать, как в христианской среде звучат
выражения: «боженька» , «папочка», но давайте исследуем Писание и посмотрим,
что оно говорит по этому поводу. Когда ученики попросили Иисуса Христа научить
их молиться, то Господь показал, каким образом необходимо обращаться к Богу: «Отче наш, сущий на небесах…»,
(Мф. 6:9). Чуть позже Он сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать
детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него»
(Лук. 11:13). «Взгляните
на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; И Отец ваш Небесный
питает их…» (Мф. 6:26). Эти и другие места Писания Нового
Завета говорят, что мы можем обращаться к Богу, как к своему Отцу Небесному.
Иисус показал нам на основании притчи о блудном сыне, что
Отец Небесный ожидает каждого, кто ушел от Него, кто живет в блудодейственной
связи с этим грешным миром. Христос показал Своего Отца, как Того, Кто ожидает
возвращения блудных детей, Кто с радостью прощает грехи и облекает в одежды
праведности.
Иисус открыл нам Бога, как любящего Отца.
Из книг Евангелия мы видим, что когда Христос обращался к
Своему Отцу в молитве, то называл Его ни как иначе, как Отец, или Отче
(например в Ев. от Иоанна в 17 главе). На протяжении всего Нового Завета мы
видим, что обращаться к Богу в молитве нас наставляют так: «Отец или Отец Небесный».
И только один раз Господь воззвал к Отцу Своему: «Авва Отче» находясь в
Гефсиманском саду: «…
говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня;
но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мр. 14:36).
В послании к Галатам Апостол Павел написал: «А как вы — сыны, то Бог послал в
сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал.
4:6). И в послании к Римлянам Павел так же написал: «Потому что вы не приняли духа
рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем:
«Авва, Отче!» (Рим. 8:15).
Итак, у нас есть три места Писания, где говорится: «Авва
Отче», на основании чего и появилось такое обращение к Богу, как «папочка». Но
что же означает эта фраза? Из этих мест Писаний мы можем сделать вывод, что Дух
Святой, живущий в нас, взывает: «Авва Отче!». Но означает ли это, что теперь мы
можем обращаться к Богу, называя Его «папочкой»? И означает ли само выражение
«Авва Отче» — папочка?
Такое объяснение, что так маленькие дети называли своего
отца на тех территориях, где использовалось слово «авва», еще не значит, что
оно означает «папа». И тем более, еще не дает нам права называть всемогущего и
святого Бога «папочкой». Вы где-нибудь видели в Писании слово «папочка»
применяемое в отношении к Богу? Может быть пророки или мужи веры так Его
называли?
Согласно словарю В. Даля слово «Авва» означает: «Создатель»,
«Бог».
В энциклопедический словаре Библии мы находим следующее
объяснение этому слову: «Это сирийско-халдейское слово, означающее отец,
встречается только три раза в Новом Завете, именно: однажды оно употреблено
самим Господом (Мк 14:36) и дважды в посланиях ап. Павла (Рим 8:15, Галат.
4:6). Рабам и невольникам не было дозволено обращаться с словом авва к главе
семейства, — обстоятельство, дающее особенную силу словам в 8 главе (ст. 15)
послания к Римлянам. Полного значения этого слова нельзя передать на нашем
языке. Оно выражает собою высшую степень искренней любви, доверенности,
покорности, равно как дружеского общения Слово «ав» (означающее отец)
употребляется как одно из первых и простых лепетании у маленьких детей».
Из энциклопедического словаря Библии мы можем прийти к
выводу, что слово «Авва» нельзя передать на русском языке, а это означает, что
оно не значит «папочка». Оно означает «Отец», но выражает собой высшую степень
искренней любви и покорности. А обратившись к словарю Даля, мы видим, что
«Авва» означает: «Создатель», «Бог».
Из этого следует, что когда Иисус Христос воззвал к Отцу:
«Авва Отче», то это было не «папочка», а либо «Создатель, Бог и Отче», либо слово
«Авва» выражало искреннюю степень Его любви к Отцу, доверия и покорности Ему.
Само слова «папа» принес в русский язык А. С. Пушкин. Вот
что говорится в статье: «Как
и когда «тятя» стал «папой». (когда в русском языке появилось слово «папа»):
«Кстати- одним из незаменимых вкладов А.С. Пушкина (как франкофонного
аристократа в повседневной жизни) в создание литературного русского языка, было
способствование появлению в нем французского слова «папа́» (с тех пор и
закрепилось в русском языке это французское слово, только с переносом ударения
на первый слог), вместо ранее употреблявшегося славянского слова
«тато»=»тятя». http://mysliwiec.livejournal.com/342206.html
Маленькие дети-славяне например, называли отца «тятя», что
означает «батя», которое они не могли выговорить. Скажите, на основании этого
можно прийти к умозаключениям, что Бога можно называть «тятя» или «тятечка»?
Или «батя», «батечка»? Но если бы в русском языке не было бы слова «папа», а «батя»,
то некоторые верующие сегодня бы называли Бога «Батечкой».
Итак, Библия дает нам основание называть Бога, как Отцом,
так и Авва Отче, но слово «папочка», «папа», «папулечка», «папуля» и тем более
«боженька» не должно относиться к всемогущему, праведному и святому Богу. Новый
Завет совершенно нас не учит панибратскому отношению к Богу. Единственным
исключением как я думаю, может быть, когда наши маленькие дети называют Бога
«Боженькой». Но когда ребенок вырастает и познает величие всемогущего Бога, то
и обращение его к Богу должно измениться.
Поэтому в молитве Господней совершенно не случайно есть
слова: «Да святится имя
Твое» (Матф. 6:9). Святится ли оно в нашей жизни? А в наших
молитвах?..
|