В этой статье хочется уделить внимание такому вопросу, как
самооценка христианина. На сегодняшний момент существует две кардинально
противоположных точки зрения по этому вопросу. Многие христиане придерживаются
учения, что самооценка христианина должна быть на высоком уровне, и что её
необходимо повышать. Этому способствуют различные учения, основанные на
психологии. Сначала приведу пример такого учения под названием: «Как повысить
самооценку», а затем мы обратимся к учению Иисуса Христа, чтобы на основании
Его слов увидеть, что учение о повышенной самооценки является заблуждением.
Итак, посмотрим на учение
достаточно известного проповедника под названием: «Как повысить самооценку?» Пастор одной харизматической церкви
рассказывает, что когда сел за руль дорогого автомобиля Maserati, то начал
чувствовать себя по-другому, значительно лучше. Он почувствовал, что его
самооценка стала возрастать от этого, что побудило его рассказать проповедь о
том, какова, по его мнению, должна быть у христианина самооценка. Вот суть этой проповеди:
«Самооценка – это то, как я вижу сам себя. Правильная
самооценка ведёт к правильным результатам. Правильное мышление о себе приводит
к правильному выбору в жизни и к правильным поступкам. В истории Израиля было
событие, которое не позволило им войти в Землю Обетованную. Двенадцать
соглядатаев пошли осмотреть землю, а когда вернулись, то десять из них сказали:
«Мы были в глазах наших, как саранча». Почему они не смогли войти в Землю
Обетованную? По неверию их! Вера и самооценка взаимосвязаны. Генри Форд,
например, сказал: «Если ты думаешь, что ты можешь или не можешь, в обоих
случаях ты прав» Поэтому, если человек думает, что он что-то может, то он сможет
этого достичь, а если думает, что не сможет, то ни чего не достигнет.
Итак, как появляется заниженная
самооценка?
1) Это
негативное общество.
2) Если
человека высмеивали.
3) Неудачи
в жизни человека.
4) Сравнение.
Как же повысить самооценку?
1) Помните все победы, которые были
в вашей жизни.
2) Смотрите на себя глазами Бога.
Когда вы покаялись, то стали совершенно другим творением, и теперь Бог на вас
смотрит через Иисуса Христа, говоря: «Ты царственное священство!» Поэтому я
хочу тебе сказать: Ты особенный человек! Поэтому не думай о себе через свои
собственные мысли, и своими глазами! У Бога для тебя есть что-то в будущем!
3) Помните, что внутри вас есть Дух
Всемогущего Бога, Который сотворил всю Вселенную!
Поэтому,
если ты живёшь с Богом, то для тебя практически нет ничего невозможного.
Взращивай свою самооценку в присутствии господнем, тогда для вас откроются
новые возможности, и вы увидите, как Бог поведёт вас к высотам, о которых вы
даже и не мечтали!»
На первый взгляд, звучит хорошо и вроде бы правильно для
тех, кто только поверхностно знает Писание. Но если его подвергнуть анализу
через призму учения Христа, то можно увидеть, что оно не согласуется со словами
Иисуса. За одну из основ этого учения берётся высказывание Генри Форда –
владельца заводов по производству автомобилей и слова 10
израильтян-соглядатаев. Пастор показывает причины заниженной самооценки и
показывает, как её повысить. По его мнению, наша самооценка должна быть
высокой, и чем она выше, тем мы будем эффективнее для Бога. Это учение очень
глубоко укоренилось в тех церквях, где учат об особенной значимости человека
для Бога, Который якобы всё сотворил для человека и всё делает для человека.
Подобная небиблейская точка зрения получила название «Человекоцентричное богословие».
(На самом деле Писание ясно учит, что Бог всё сотворил для Себя, всё делал и
делает для Себя, а не для человека: «Всё сделал Господь ради Себя» (Прит.16:4). …все Им и для Него создано (Кол. 1:6). Эта тема подробно освещена в статье: «Бог создал всё для человека или для Себя?».
Очень важно понимать, что многочисленные заблуждения
возникают в христианстве, из-за того, что верующие не понимают разницы между
Ветхим и Новым Заветами, а так же имеют неправильный подход к Библии. Ветхий
Завет – это завет с плотскими, не возрожденными свыше людьми, поэтому Божьи
ожидания и требования к ним, отличаются от ожиданий и требований к возрождённым
христианам. Мы живём в Новом Завете, поэтому все учения обязаны сравнивать с
учением Иисуса Христа и Его Апостолов. Если учения, построенные на Ветхом
Завете, в чём-то не согласуются или противоречат учениям Нового Завета, то они
должны отвергаться. Для христиан критерием всего должно является учение Иисуса
Христа. Именно от того, жили ли мы по Его учению или нет, будет зависеть наше
будущее в вечности. В своё время каждый из нас предстанет на суд перед Святым
Богом: «ибо всем нам
должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно
тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10).
Некоторые верующие считают, что если что-то записано в
Библии, то это является однозначно истиной. Пример можно привести со словами
соглядатаев, на основании которых и возникло учение, которое мы и разбираем: «Мы были в глазах наших, как
саранча». При чтении этой истории и приведённых слов, делается вывод,
что евреи не вошли в Обетованную Землю, потому что имели низкую самооценку. Но
на самом деле, евреи не вошли туда не из-за низкой самооценки, а из-за незнания
Кем является Бог, что и было причиной недоверия Ему и веры только в свои силы.
Дело в том, что упование на Бога и доверие Ему отличается от того, как человек
видит сам себя (что является самооценкой). Например, один человек может иметь
низкую самооценку, но во всём доверять Богу; а другой может иметь высокую
самооценку, но не доверять Богу и рассчитывать только на свои силы. Так что
самооценка совершенно не влияет на знание того, Кем является Бог и на доверие
Ему.
Сегодня множество проповедников учат, что мы должны иметь
должную самооценку; что мы должны узнать своё положение во Христе как
победителя; что мы должны думать о себе только позитивно; думать о том, что мы
дети Царя и тогда вся наша жизнь будет сплошной победой. Но если мы, по их
мнению, постоянно судим себя за проступки, каемся, то это делает нас забитыми и
приносит поражение в нашу жизнь. Но Апостол Павел наоборот учит христиан судить
себя (т.е. сверять свою жизнь с учением Христа и осуждать всё, что не
согласуется с ним, раскаиваясь перед Богом и прося Его дать благодать жить
свято), чтобы не быть судимым Господом: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы,
наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром»
(1Кор.11:31,32). А Апостол Иаков
призывает сокрушаться перед Богом и смиряться. «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите
руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте;
смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и
вознесет вас» (Иак.4:8-10).
Но давайте обратимся к учению Иисуса Христа, чтобы узнать,
какова у нас должна быть самооценка. «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори
ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и
семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему. И сказали Апостолы
Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно
горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она
послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении
его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли
ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и
пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он
исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам,
говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были
сделать» (Лук.17:3-10). Почему Христос заповедал Своим ученикам, а
так же и нам (потому что мы тоже Его ученики) так думать, так считать и так
говорить: «мы рабы ничего не стоящие»?
В контексте каких стихов Он это говорит? В предыдущих стихах говорится о том,
сколько раз мы должны прощать. Апостолы приходят в недоумение, так как
понимают, что для такого образа жизни, прощая множество раз, недостаточно их
человеческих ресурсов. Ведь, человек может простить один раз в день, или два,
но семь, или «семижды
семь», т.е. 490 раз (как сказал Иисус), на это нужна была, по их мнению,
особая вера. Поэтому они стали просить: «умножь в нас веру». Мы видим, что для
Апостолов понимание веры было связано с жизнью в послушании Богу, но сегодня
многие христиане считают, что вера – это некая сила, энергия, рука, которая
берёт из духовного мира и приносит в материальный то, что им нужно. В наше
время слово «вера» потеряло истинное значение.
Иисус отвечает Своим ученикам, что для этого не нужна огромная
вера, а достаточно минимальной «с горчичное зерно». И тут же Он смещает их
внимание с веры, (умножения которой они просили думая, что с помощью её смогут
жить так, как учит Христос), совершенно в другую плоскость. Почему после того,
как ученики осознали, что их человеческих ресурсов недостаточно жить по учению
Христа, Господь начал им рассказывать о жизни раба, и наставил мыслить их так,
как мыслит раб? Да потому, что только в этом случае, осознавая себя «рабами ничего не стоящими», они смогли бы жить так, как учил их
Христос. Давайте подробнее разберём, как могли мыслить рабы в то время.
Иисус даёт в пример ученикам раба, который возвращается с
поля, переводя их внимание на его рутинную, каждодневную работу и жизнь, в
которой так мало радости, свободы и ещё меньше должной самооценки. Что думал о
себе обычный раб? Сегодня это далёкое понятие от нас, но тогда рабство было
обычным явлением. У раба было минимум прав и максимум обязанностей. Вопрос
исполнения воли господина не был вопросом чувств, не был вопросом особого
духовного или душевного состояния, особого настроя, но это был вопрос
рутинности, вопрос каждодневного исполнения своих обязанностей. Раб не
руководствовался тем, есть ли желание что-то делать или нет. Иисус показывает,
что раб целый день трудился в поле и, придя, должен был приготовить кушать
своему господину. Раб не мог сказать: «Я устал, дай отдохнуть!» У него даже
мысли такой не было. Он обязан был служить господину, подавать и принимать, а
уже только потом иметь возможность самому поесть. Мог ли раб ожидать
благодарности со стороны господина? Какова была доля рабов? Какая у них могла
быть самооценка? Даёт ли Христос хоть какое-то основание для должной
самооценки? Вы нигде не найдёте в учении Иисуса Христа и намёка о том, что
нужно иметь высокую самооценку. Но, тем не менее, это учение сегодня очень
популярно и его придерживаются множество людей.
Итак, какая может быть самооценка у раба? Только следующая:
«То, что я должен делать, я делаю. Я не могу этого не делать, потому что я раб.
Я не могу не прощать, потому что я раб. Я не могу не любить, потому что я раб.
Я не могу исполнять волю Божью, потому что я раб. Я принадлежу Ему, я искуплен
Им, я Его собственность, у меня нет своей воли. Я делаю то, что должен делать,
не ожидая никакой взаимной благодарности, почтения или оценки, потому что я раб
ничего не стоящий. Я не стою Божьих благословений, я не стою Божьей милости, я
не стою Божьего прощения, я не стою спасения». На самом деле, мы ничего не
заслужили, и заслужить не можем. Спасение, милость, прощение, благословения
Божьи мы имеем только потому, что так захотел Господь, а не потому, что мы всё
это заслужили и были достойны этого. Подобная мысль находит подтверждение во
многих местах Писания.
Правильная самооценка приходит только тогда, когда человек
понимает, что он должен делать то, что обязан, а не то, что хочет. Но мы
сегодня видим другую психологию в либеральных церквях: «Ты недостаточно себя
ценишь! Ты мало знаешь о своих правах! Ты особенный! Ты единственный такой! Ты
обладаешь безграничной властью Божьей! Ты на особенном счету у Бога! Ты
особенным образом приближён к Богу! Ты
ценен сам по себе! Ты в центре Божьего внимания! Ты обладаешь безграничной и
несравненной ценностью, иначе бы Христос не умер за тебя!» Как часто мы слышим
это! Подобная психология получила название «Человекоцентричное евангелие».
На самом деле, Голгофский Крест Христа не является
доказательством нашей особой и вообще какой-либо ценности в глазах Божьих, но
это доказательство величия, силы и сверхъестественной Божьей любви и милости к
нам. Всё, что совершил Христос, это доказательство не нашей особой
ценности, а доказательство необъяснимой любви Божьей, Который принял решение
возлюбить грешника! «Ибо Христос, когда еще мы были
немощны, в определенное время умер за нечестивых… Но Бог Свою любовь к нам
доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:6,
8). За кого умер Иисус Христос? За нечестивых грешников. Скажите, какую
ценность в ваших глазах представляют негодяи, преступники, богохульники,
блудники, лжецы, убийцы, идолопоклонники, люди исполненные грехов и мерзости, а
тем более в глазах Бога? Христос умер не за тех, кто чего-то стоит, а за
нечестивых. Если бы люди сами по себе имели великую ценность в глазах Бога, то
Он не стёр бы с лица Земли всё человечество за исключением Ноя и его семейства.
Существует большая разница между верой в то, что Иисус умер
за людей, потому что они обладают большой ценностью в глазах Бога, и верой в
то, что Христос умер за ничего не стоящих нечестивцев, показав Свою
необъяснимую любовь, чтобы в этом прославился Бог.
Люди, придерживающиеся первой точки зрения, особо ценны в
своих глазах (т.к. по их мнению, Бог особо их ценит) что приводит к
многочисленным человекоцентричным учениям, где всё крутится вокруг человека.
Такие верующие ищут своего; они «прилеплены» к земле; они следуют за теми
учителями, которые учат об успехе и богатстве; им нужен Бог в качестве
помощника, Который помогал бы им достигать ими же поставленных целей и земного
счастья. Такие верующие могут обижаться на Бога за то, что Тот, якобы
недостаточно их благословляет; не даёт им того, чего бы им хотелось; и вообще
Бог, по их мнению, бывает к ним
несправедлив, ведь они достойны лучшей жизни! Такие люди со временем могут
оставлять церковь, а в дальнейшем и Бога, возвращаясь в мир. Христиане,
придерживающиеся второй точки зрения, видят НЕ свою «особую ценность», а особенную
милость и любовь Божью, которую Он по Своей воле проявил к грешникам, что
делает их благодарными и посвященными Богу людьми. Такие христиане ищут
исполнения воли Божьей, а не своей; они готовы жертвовать своим благополучием,
счастьем, мечтами ради послушания Богу; они никогда не обидятся на Бога, если
Тот не даст им чего-то. В этом и есть разница между людьми придерживающихся
человекоцентричного богословия и Богоцентричного.
Давайте посмотрим, что Бог говорит о том, сколько на самом
деле стоят люди в Его глазах: «Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах… Все
народы пред Ним как ничто, — менее ничтожества и пустоты считаются у Него» (Ис.40:15,17).
«Сыны человеческие —
только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе
легче пустоты» (Пс.61:10). «И все, живущие на земле, ничего не значат;
по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и
нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?»
(Дан.4:32). Вот истинная оценка Бога по отношению к человечеству: «Ничто, менее
ничтожества и пустоты, ничего не значат». Люди сегодня могут быть очень
высокого мнения о себе, но мнение Бога коренным образом отличается от мнения
людей. Мы должны увидеть, насколько мы сами по себе не имеем никакой ценности в
глазах Всемогущего и Святого Бога, и осознать, что Он решил возлюбить людей не
за то, что мы что-то значим в Его глазах, а потому, что Он Сам так захотел. Он
послал Христа умереть за нас не потому, что мы очень ценны для Него, а только
по Своей великой милости и любви. На фоне этих стихов правильно ли будет
говорить неверующим, что Бог очень ценит их, дорожит ими, и что они что-то
значат для Него? Будет ли это истиной? Должны ли мы говорить грешникам, что в
глазах Праведного и Святого Бога они драгоценны? Или мы должны говорить о том,
что грех в Божьих глазах является мерзостью, и что все грешники, отвергнувшие
милость и жертву Христа пойдут в ад? Часто Дух Святой не подтверждает наши
слова Своим действием потому, что мы говорим то, что нам хочется говорить, а не
ту истину, которую говорит Господь.
Кто-то может быть скажет: «Ну, это же Ветхий Завет, а мы
живём по Новому!». Да, мы живём по Новому Завету, но разве Бог в Ветхом Завете
был другим? Разве Его отношение к греху и грешникам изменилось? Иаков говорит,
что у Бога нет изменения
и ни тени перемены (Иак.1:17).
Давайте посмотрим, чему учит Иисус Христос: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца
своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни
своей, тот не может быть Моим учеником»(Лук.14:26). «Любящий душу свою погубит ее;
а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную»
(Иоан.12:25). Говорит ли Господь здесь (или где-либо вообще), что те, кто
следуют за Ним, должны иметь высокую самооценку, считать себя детьми Царя,
особо ценными в глазах Бога, будучи центром Божьего внимания? Напротив,
Спаситель говорит, что мы должны возненавидеть свои души, т.е. своё «Я»,
которое выражается в желании быть принятым, быть успешным, в желании
реализовать свои таланты, стать в своих глазах и в глазах других людей значимым
и т.д. По учению Иисуса Христа мы должны возненавидеть всё это и оставить,
иначе просто не сможем стать Его учениками. Но сегодня либеральные проповедники
учат массы людей тому, что Бог якобы хочет, чтобы мы были богаты, успешны и
счастливы, поэтому нам нужно всего этого достигать в своей земной жизни. Крефло
Доллар, например, учит «откровению», которое он якобы получил от Господа, что
Христос не придёт за Своей церковью до тех пор, пока не произойдёт перемещение
богатства от неверующих к верующим (об этом можно посмотреть в видео под названием:
«Давид Вилкерсон. Евангелие
процветания пришло от дьявола» ЗДЕСЬ). Другой проповедник учит, что Христос дал ему новое
послание для церкви, заключающееся в том, чтобы верующие кричали с верой:
«Деньги приходят! Деньги приходят!» и ожидали их прихода (об этом можно
посмотреть в видео: «Яркий пример
обольщения последнего времени» ЗДЕСЬ).
Апостол Павел сказал: «…не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе»
(Рим.12:16). То, чему сегодня учат многие проповедники, ничем не отличается от
мирской психологии, где много места уделяется самооценке и позитивному
мышлению, по учению которого, якобы
множество проблем происходят из-за неправильного мышления и неправильного
взгляда на себя. Рекомендую вам прочесть статью: «Небиблейское учение о
позитивном исповедании», разоблачающую подобные учения. Когда
человек видит себя в центре Божьей воли и особо значащим, то это является
«мечтанием о себе», т.е. обольщением.
Читая книгу Иова, мы видим, что Господь открылся Иову и во
время диалога с Богом он сказал: «И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я
отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (Иов.39:33,34). Иов увидел
себя в свете славы Божьей, поэтому его самооценка была такой: «вот, я ничтожен». Господь не сказал ему, что тот
не прав, потому что Иов имел правильную самооценку. По учению о «правильной
самооценке» получается, что Иов заблуждался, и на самом деле должен был
говорить позитивно, что он богат, силён, способен и находится на особом счету у
Бога. Но так могут говорить и учить только те, кто по-настоящему так и не встретился
с Богом, но только не Иов, который реально видел Бога и общался с Ним. Правда в
том, что все проповедники, какими бы знаменитыми и успешными они ни были,
которые учат об успехе, богатстве, позитивном мышлении, правильном исповедании,
о том, как повысить самооценку, сами находятся в обольщении и никогда не
встречались с Богом.
Когда Исайя — пророк Божий и святой человек встретился с
Господом, то он НЕ воскликнул: «Я
особенный в глазах Бога! Я теперь особо приближённый к Богу!», а наоборот,
воскликнул: «…горе мне!
погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с
нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6:5).
Вот реакция человека, который видит Господа в Его славе. Но сегодня многие
проповедники говорят о том, что видят Господа, но продолжают учить ереси и
наживаться на своих последователях.
В книге Откровение Апостол Иоанн описывает встречу с
Христом: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь
золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну
Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым
поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его,
как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в
печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь
звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце,
сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как
мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь
Первый и Последний» (Откр.1:12-17).
Мы не должны доверять каждому, кто говорит, что видел
Христа, Который и учил их лично. Мы должны сверять всё, что слышим с учением
Спасителя иначе, рискуем принять дух заблуждения. Бог говорит только со
смирёнными людьми, и никогда не будет говорить с гордыми. Какую самооценку
имеют смирённые люди, мы увидели и ещё увидим далее на основании Писания. А вот
гордые люди имеют совершенно противоположную самооценку. Гордые никогда не
назовут себя рабами ничего не значащими, а наоборот создают такие учения,
которые поднимают их на «вершину» в глазах свои последователей. Быть смирённым
человеком не значит иметь ложную, показную маску смирения. Те люди, которые
видели себя в свете Господа, никогда не
могли и не могут говорить о себе: «Я особый в Твоём плане!» Наоборот, видя себя
в свете Божьей святости, они начинают видеть свою греховность, немощность и
ничтожность.
Апостол Павел написал: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос
Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1:15).
Иисус Христос пришёл спасти тех, кто сознал себя мерзким грешником в глазах
Бога, кто раскаивается в своих грехах и оставляет их, а не тех, кто высоко
ценит себя. Сегодня многие верующие проповедуют ложное евангелие людям, которое
звучит так: «Бог вас любит! Придите к Нему и Он благословит вас! Он даст вам то
то… Он поможет вам в том и том…» В результате, люди не осознают себя
грешниками, поэтому многие не рождаются свыше. Сегодня церкви полны религиозных
людей, не рождённых свыше, поэтому они просто не способны отличать ложные
учения от истинных, поэтому они не слышат тихого голоса Святого Духа, и поэтому
они выбирают себе учителей, которые льстят слуху и учат о том, чего желает их
не возрождённая душа – успеха, богатства, счастья и признания. Если вы желаете
узнать, чем отличается проповедь истинного Евангелия от ложного, то прочтите
статью: «Какое Евангелие вы
проповедуете?».
Павел осознал себя первым грешником, который нуждался в
милости и прощении Господом. До обращения к Господу, у него была ложная
самооценка, поэтому он высоко думал о себе, ценил себя и считал, что
соответствовал Божьим стандартам. Но после встречи с Христом, он изменил свою
самооценку и всё потом считал тщетою, ради Него: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа
я почел тщетою» (Фил.3:7). Следующие слова, написанные Павлом,
показывают его самооценку: «Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не
плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через
которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил,
Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть
ничто, а [все] Бог возращающий» (1Кор.3:4-7).
Скорее всего, те люди, которые говорили: «я Павлов», возвеличивали в своих глазах его говоря: «Наш Павел
истинный Апостол! Он особо близок к Богу! Он особенный помазанник, которого
надо по-особенному почитать! и т.д.» Но
Павел быстро всё это останавливает и говорит о себе: «Кто такой Павел? Только
служитель. Я насадил, но насаждающий есть ничто, а всё Бог…» Вот
самооценка Апостола Павла – «я есть ничто». Он не считал себя особенным
помазанником. Он хорошо понимал, что «служитель» означает того, кто служит
«ноги моет», а НЕ того, кто считает себя выше рангом, чем остальные. Но сегодня
многие так называемые «служители» возвели себя в ранг особой касты
неприкасаемых, которых все остальные должны почитать.
Какая огромная разница между тем, как реагировал Апостол
Павел на желание некоторых христиан возвеличить его, считая особенным
служителем, и между тем, как сегодня реагируют некоторые известные проповедники
на подобное возвеличивание. Некоторые проповедники наоборот, сегодня учат о
том, что их нужно почитать особым образом. Но когда Павел писал о том, что
верующие должны почитать служителей, то он имел в виду, чтобы верующие
заботились об их пропитании, а не о том, чтобы возвеличивали и преклонялись
пред ними. Но сегодня можно видеть, что некоторые известные проповедники
нормально и спокойно реагируют на то, что их последователи преклоняют перед
ними колени, хвалят их и превозносят перед большим количеством людей. Апостол
Павел бы мгновенно остановил такое поведение.
Сегодня некоторые пастора господствуют над народом Божьим,
поэтому без их «благословения» никто даже, грубо говоря, пальцем пошевелить не
может. Во многих Церквях отношения между служителями и рядовыми членами Церкви
поставлены на уровень «начальник — подчиненный», а пастора Церкви называют не
иначе, как только «Пастор». Но Апостол Павел говорил христианам своего времени: «мы только служители… Ибо мы не себя проповедуем, но
Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса» (1 Кор. 3:5; 2Кор.4:5). В
понимании Павла служители, это не кто иные, как рабы, которые служат народу
Божьему. Много ли сегодня среди служителей церквей можно встретить людей с
подобным пониманием и отношением, какое было у Павла?
Вы нигде не найдёте в Писании, чтобы Павел хвалился теми
чудесами, который Бог производил через него. Он только лишь вскользь упоминал о
том, что сила Божья действовала в нём могущественно, но он это причислял не
себе, а благодати Божьей. Павел говорит о себе, что он ничто, хотя он был
Апостолом и учителем Нового Завета, написав добрую его часть, и на чьих
посланиях основывается христианская церковь: «…ибо
у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто» (2Кор.12:11). Вот должная самооценка
истинного христианина: «Да, через меня действует Господь, но я ничто».
Мы должны осознавать, что если мы что-то сделали или делаем для Царствия
Божьего; если кому-то помогли; если через нашу молитву кто-то исцелился или
спасся и т.д., то это не мы сделали, а Бог. Как сказал Павел: «мы ничто, а всё
Бог». Мы не достойны никакой награды за то, что Бог через нас что-то делает в
жизнях других людей, но Бог по Своей великой любви, даст нам награду в
вечности. Мы должны занять эту единственную правильную позицию, которую имел
Павел.
Можем ли мы сегодня поставить себя на один уровень с учениками
Христа, с их посвящением, послушанием, готовностью страдать и умереть
мученической смертью за Христа? Можем ли мы поставить себя в один ряд с Петром,
Иаковом, Павлом, Апостолом Иудой и другими Апостолами? Ни один здравомыслящий
христианин не сможет сказать, что он такой же, как эти великие люди. Но что эти
люди говорят о себе? «Симон Петр, раб и
Апостол Иисуса Христа»
(2Пет.1:1); «Иуда, раб Иисуса Христа» (Иуд.1:1); «Иаков,
раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак.1:1); «Павел, раб Иисуса
Христа» (Рим.1:1); «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» (Фил.1:1).
Все они называли себя рабами, т.е. людьми, не имеющими своей
воли, живущими по принципу: «Не моя, но Твоя воля да будет», не ищущими
богатства, признания, успеха и земного счастья. Эти люди не заботились о том,
чтобы иметь высокую самооценку. Они служили Богу не за награду; не зато, чтобы
их похвалили и оценили или особо отметили. Они ожидали похвалы от своего
Господина НЕ здесь на Земле, а в вечности, что и обещал Христос Своим
последователям: «хорошо, добрый и верный раб! в
малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Матф.25:21).
Сегодня многие проповедники не учат людей считать себя
рабами Божьими, а уделяют много времени тому, чтобы люди считали себя детьми Царя,
а так же сынами и дочерьми богатого Бога, Который, по их мнению, желает их
сделать успешными, богатыми и счастливыми на этой земле. Причина, почему они
это делают в том, что людям нравятся подобные учения. Те, кто озабочены
строительством своих царств, не заинтересованы в том, чтобы учить истине
Писания, потому что учение Христа на самом деле мала кому нравится. Почитайте,
чему Он учил, и какие стандарты Он ставил Своим последователям. Либеральные
служители заинтересованы в том, чтобы ИХ церкви росли любой ценой, доходы росли
и их популярность. А как часто приходится слышать подобное: «Это особый
служитель! Это особо одаренный и великий помазанник! Он особо близок к Богу!» И
многие принимают эту точку зрения, хотя Апостол Павел ясно показал, что это отношение
не христианское.
Итак, мы рассмотрели истину о том, какое отношение и
самооценку должны иметь ученики Христа. Но нам очень важно понимать, что когда
мы говорим о том, что наша самооценка должна быть такой: «мы рабы ничего
не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать», то это относится к тому, что делаем
мы для Бога.То есть мы не должныгордиться какими-то успехами, победами, делами,
так как должны понимать, что сами по себе ничего не смогли бы сделать без
Божьей благодати. Всё, что мы имеем, не зависит от нас, а от того, что Бог
распорядился нам доверить. Подобное отношение или самооценка уничтожает всякое
проявление гордости в корне. Когда мы придерживаемся такой самооценки, то
исполняем повеление Христа, которое Он сказал Своим ученикам. Но это совершенно
не означает, что Сам Господь относится ко всем без исключения, как к пустоте и
ничего не стоящим рабам.
На основании Писания мы видим, что существует три категории
людей, к каждой из которых отношение у
Бога разное.
1). Это люди, не рождённые свыше. «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в
которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего
в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все
жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и
были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф.2:1-3). Это духовно
мёртвые люди, живущие по воле сатаны, и противящиеся Богу. Именно об этих людях
говорил Бог через пророка «Все народы пред Ним
как ничто, — менее ничтожества и пустоты считаются у Него». Абсолютно все люди на земле, отвергающие Бога являются «менее
ничтожества и пустоты» в Его глазах. Бог совершенно не дорожит этими людьми,
потому что они отвергают искупившего их Иисуса Христа. Истина в том, что
грешники не обладают в Божьих глазах совершенно никакой ценностью, но Бог
принял решение любить их, и доказал Свою любовь тем, что отдал Сына Своего
Единородного за нечестивых и недостойных Его любви.
2). Это религиозные люди, не желающие полностью подчинить
себя Богу. О таких людях можно найти много стихов в Новом Завете: «Прелюбодей и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с
миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится
врагом Богу» (Иак. 4:4). «Не всякий,
говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий
волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не
от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и
не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал
вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:21-23). «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже
со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их
бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Фил.3:18,19). В
этих и других стихах говорится не о язычниках, а о людях, называющих себя
христианами, но, тем не менее, отношение Бога к ним негативное. Подобные
религиозные люди, имеющие дружбу с миром (т.е. живущие в похоти плоти, похоти
очей и гордости житейской) продолжают быть врагами Богу. (Этот вопрос очень
подробно освещён в статье: «Может ли христианин быть врагом Богу?») Слова Иисуса
Христа: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня,
делающие беззаконие» говорят сами за себя и выражают отношения Господа к
этим людям.
3). Это истинные ученики Иисуса Христа, которые всем сердцем
стремятся жить не по своей воле, а по воле Господа. К таким людям уже НЕ
относятся слова Бога, которые адресованы не рождённым свыше людям: «Все народы пред Ним как ничто, — менее ничтожества и
пустоты считаются у Него… все они вместе легче пустоты… И все, живущие на
земле, ничего не значат» Это отношение Бога к грешникам, которых Он
принял решение долготерпеть до тех пор, пока не придёт время Христу забрать Его
людей, после чего гнев Божий обрушится на всех, кто отверг милость и жертву
Христа.
О тех, кто стремятся жить по Его учению, Христос сказал: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам»
(Иоан.15:14). Из слов Господа мы видим Его отношение к тем, кто исполняют
заповеди Его. Он называет таких людей Своими друзьями. Кто такой друг? Вот
определение дружбы: «Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми,
основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах
и увлечениях». Отсюда следует, что друг — это человек, который бескорыстно
любит тебя, доверяет тебе, искренен с тобой, которому ты симпатичен и у
которого с тобой есть общие интересы. Другими словами Иисус Христос говорит,
что к тем людям, которые исполняют Его заповеди, Он относится с доверием,
искренностью, симпатией и любовью, потому что у Него с такими людьми общие
интересы – исполнение воли Отца.
Иисус Христос сказал: «Кто имеет
заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен
будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам… Иисус сказал ему в ответ:
кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к
нему и обитель у него сотворим» (Иоан.14:21,23). Спаситель говорит, что
те люди будут возлюблены Отцом Небесным и Самим Иисусом, кто соблюдают Его
заповеди. На основании этих слов Господа мы видим, что Отец Небесный возлюбит
только тех, кто живёт по учению Иисуса Христа. Тогда возникает вопрос: «А что
Отец Небесный не любит тех, кто не живут по учению Христа? Ведь из Евангелии от
Иоанна 3:16 мы видим: «Ибо так возлюбил Бог мир,
что отдал Сына Своего Единородного…» Но на самом деле, на основании этих
двух стихов мы можем сделать вывод, что любовь Бога к грешникам, отличается от
Его любви к послушным ученикам Христа.
Важно понимать тот факт, что Бог принял решение любить
грешников. Его любовь к атеистам, идолопоклонникам, блудникам, ворам, убийцам и
др. нечестивым людям заключается не в эмоциональной любви (о которой иногда
говорят), а в принятии решения отдать Христа за их грехи. Когда мы читаем
определение любви в 1 послании к Коринфянам, то видим, что она начинается
именно с долготерпения, а не с чего либо ещё. Слово «долготерпение» означает,
что объекта такой любви нужно не просто терпеть, а ещё и долго терпеть. Если вы
кого-то действительно любите, то вам не надо напрягаться, чтобы его любить,
потому что ваше сердце расположено к нему, что можно назвать таким словом
«благоволение». Но если вы терпите человека, и очень долго терпите, то это
говорит о том, что вы приняли решение его любить, не смотря ни на что, хотя он
и не заслужил этого. Вот именно такой любовью (долготерпя) Бог и возлюбил
нечестивых людей, которые отвергают Его и ненасытимо грешат. Он принял решение
любить грешников, но это ещё не означает, что Он благоволит к ним.
Любовь Божья к тем, кто всем своим сердцем уверовал в жертву
Христа, и стремится жить по Его учению, отличается от той любви, которой Он
возлюбил нечестивцев. Бог благоволит к тем, кто живёт по учению Христа, т.е.
имеет особое расположение и отношение к ним. Поэтому Господь и говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их… тот возлюблен
будет Отцем Моим» Здесь говорится о любви Божьей, которая по-особенному
располагает сердце Бога к ученикам Христа. Но многие люди не понимают этого,
поэтому думают, что Господь любит всех без исключения одинаково, как нечестивых
грешников, так и Своих людей, которые готовы страдать за истину и умереть за
Него.
Как вы думаете, любил ли Бог Свой народ, который вывел из
Египта? Конечно! Но Павел говорит, что не ко всем из них благоволил Бог: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши
все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в
облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же
духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был
Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне»
(1 Кор. 10: 1-5). Поэтому Божья любовь к грешникам отличается от Его любви к
Его послушным детям.
Мы видим, что именно к соблюдающим заповеди Господа, т.е.
живущим по учению Христа Бог проявляет Свою особенную заботу и любовь. Он
дорожит такими людьми, оберегает и хранит как «зеницу ока Своего». Сегодня
некоторые люди называют себя друзьями Иисуса, потому что так научены, но можете
ли вы найти хоть одно упоминание в Писании о том, чтобы кто-нибудь из Апостолов
называл себя другом Христа? Наоборот, все они единодушно говорили о себе
только, как о рабах Христовых. Они прекрасно помнили слова Господа, когда Он
сказал им говорить о себе, как о рабах ничего не стоящих, и так же Его слова,
когда Он назвал их Своими друзьями. Ученики Иисуса хорошо понимали, что их
единственная правильная позиция ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ, называть себя рабами
Господа. И они ясно осознавали, что, ТОЛЬКО ИМЕЯ ТАКОЕ СМИРЁННОЕ ОТНОШЕНИЕ, они
в глазах Христа становились Его друзьями. То есть, отношение Иисуса Христа к
тем, кто исполняют Его волю не как к рабам, а как к друзьям, но отношение самих
христиан к тому, что они делают для Бога, как к рабам ничего не стоящим.
Нам важно понимать, что Иисус относится как к Своим друзьям
только к тем верующим, которые имеют правильную, смирённую самооценку. Когда мы
в своих глазах являемся рабами ничего не стоящими, то в глазах Господа
становимся Его друзьями. Но если в своих глазах мы имеем завышенную самооценку,
то это приводит к гордости, и как результат, к противлению Господа. «Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог
гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).
Господь уча Своих учеников говорил им о фарисеях и
книжниках, которые делали дела, чтобы их видели люди; которые любили пиршества,
любили занимать почётные места в синагогах; любили, чтобы люди звали их:
«учитель! учитель!». И далее Он говорит: « А вы не
называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и
отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на
небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а
кто унижает себя, тот возвысится» (Матф.23:7-12). Как часто сегодня
лидеры церквей любят, чтобы их называли «пастор! пастор!» или «наш отец!». Но
учение Господа звучит так: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто
возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Много ли
можно сегодня встретить настоящих слуг среди тех, кто занимают лидирующие
позиция в церквях? Не все понимают, что смирённая позиция слуги; смирённый
взгляд на себя, как сказал Павел: «а мы — рабы ваши
для Иисуса» и «хотя я и ничто»
является тем унижением себя, о котором говорил Господь: «а кто унижает себя,
тот возвысится». Истина в том, что в Божьих глазах «высок» только тот, кто
«низок» в своих глазах, и наоборот, кто «высок» в своих глазах, кто любит почёт
и признание, кто считает себя великим и важным в глазах Господа, тот для Бога
является пустотой и будет рано или поздно унижен. Апостолы это прекрасно
понимали, поэтому имели правильную самооценку.
Итак, Иисус называет людей исполняющих Его заповеди – Своими
друзьями, которых Отец Небесный возлюбил. Мы должны понимать, что отношение
Бога к нам (если мы действительно являемся учениками Христа, живущими по Его
учению) НЕ как к ничтожеству и пустоте, но наша самооценка должна быть такой,
какую имели Апостолы – «мы ничто, мы рабы ничего не
стоящие».
Мы видим, какой Господь показал пример, омывая ноги Своим
ученикам, исполняя работу раба. Он не хотел их научить омывать ноги друг другу
в прямом смысле, как это делают сегодня в некоторых церквях, а хотел показать,
что Он, будучи Сыном Божьим, унижал Себя и показывал смысл того, что есть
служение. Иисус сказал: «Кто Мне служит, Мне да
последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец
Мой» (Иоан.12:26). Те, кто служат Христу, а не своему «Я», берут пример
с Христа и являются людьми не высокого мнения о себе, смирёнными и скромными
слугами Господа. Таких людей Бог почитает, т.е. признаёт Своими детьми и
принимает.
Когда Господь учил учеников распознавать лжепророков, то
наставлял их обращать внимание на их плоды: «Берегитесь
лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки
хищные. По плодам их узнаете их» (Матф.7:15,16). Сегодня для многих
верующих главным критерием истинности служителя является количество его
последователей, поэтому, по их мнению, чем больше людей следуют за каким-то
проповедником, тем больше и лучше его плоды. Но, по словам Господа, плоды по
которым мы должны определять, лжепророки это или истинные слуги Божьи,
заключаются не в количество последователей, а в их характере. Истинные
служители Христа, люди скромные, смирённые, считающие себя просто слугами
людям, поэтому они не возвеличиваются над людьми, считая себя кем-то
особенными.
Лжепророки же очень любят почёт, поэтому ими сегодня
придумано много учений о том, как их нужно почитать особенным образом деньгами,
а чтобы «простому смертному» получить помазание, нужно служить им «поливая воду
на их руки» и т.д. То есть не они становятся слугами народу, а народ им.
Лжеучителя и лжепророки не желают рассматривать себя в качестве слуг, а
наоборот, стремятся к тому, чтобы их почитали и им служили. Является ли пастор
в вашей церкви «особым помазанником Господа», к которому не пробиться, или он
является простым и смирённым человеком?
На сегодняшний день существует очень много лжеучений,
которые проникли в церковь. На нашем сайте мы рассматриваем только некоторые из
них. Но если для вас основанием вашей веры является учение Иисуса Христа и Его
Апостолов; если вы рассматриваете все слышимые вами учения через призму учения
Христа, то без особых проблем сами отличите истину ото лжи. Ну а если вы
создали себе кумиров, особых неприкосновенных помазанников, то ваши глаза так и
останутся закрытыми, и эти статьи ничего, кроме гнева у вас не вызовут.