Сегодня богословие позитивного исповедания или Движение Веры
пропитало умы очень многих людей. Я сам около 7 лет придерживался этого учения,
пока Господь по великой милости не открыл мне глаза на саму его суть, чем и
хочу поделиться с Вами. В дальнейшем я буду называть богословие позитивного
исповедания коротко БПИ.
Необходимой частью богословия позитивного исповедания является вера в
то, что физический и духовный миры управляются созданными Богом законами,
которые Он не может нарушить и заложником которых Он же Сам и является. При
этом, физический мир вторичен по отношению к духовному, а это значит, что любое
изменение в духовном мире, вызывает изменение в мире физическом. Таким образом,
богословие позитивного исповедания (БПИ) утверждает, что человек способен
творить и менять духовную и материальную реальность, используя законы по своему
усмотрению, а так же с их помощью воздействуя на Бога.
Суть
взаимоотношений человека и Бога в (БПИ) строится на вере в то, что Бог создал
духовные законы, а мы уже используем их себе во благо так, как считаем
правильным. Это богословие ограничивает власть всемогущего Бога и наделяет
человека полнотой власти во Вселенной. Если в Движении Веры кто-то и обладает
полнотой власти, то это не Бог, а человек, вокруг которого все и вращается.
Отправной точкой
(БПИ) является антропоцентризм – центральное положение человека, ради которого
этот мир и создан, и ради которого все и происходит. Те, кто придерживаются
подобного богословия, считают, что Бог создал Вселенную, Землю и все, что
наполняет ее для человека. Такое мировоззрение называется «Человекоцентричным
евангелием», о сути которого можно прочесть ЗДЕСЬ.
В некоторых случаях
возвышение человека и ограничение Бога приводит к тому, что Бог и человек
оказываются практически на одном уровне бытия и становятся, по мнению учителей
БПИ, существами одного класса. Причем характерной особенностью этого класса
является способность как Бога, так и человека управлять мирозданием при помощи
духовных законов. Эта точка зрения сформировалась в христианстве под влиянием
метафизических оккультных идей, берущих свое начало с 19 века, согласно
которому, сам человек, руководствуясь законами мироздания, может сознательно и
целенаправленно управлять обстоятельствами своей земной жизни и вечной участью
через сказанные слова и мысли. Родоначальником всех этих идей является Ральф
Уолдо Эмерсон.
По учению Движения
Веры считается, что духовные законы работают независимо от убеждения и личной
нравственности человека. Подобное понимание основывается на сделанных выводах
действия физических законов. Например, мы все хорошо знаем, что физический
закон тяготения действует на каждого человека независимо от его убеждений и его
образа жизни, будь он атеист, мусульманин, язычник или христианин, поэтому,
любая уроненная на землю вещь будет падать с одним и тем же ускорением. Учение
веры приписывает точно такой же подход и к духовным законам, которые, по их
мнению, работают независимо от того, живет ли человек благочестивой жизнью или
безбожной.
Основным законом
Движения Веры считают «закон веры», который звучит в их учении таким образом:
«Вера творит реальность». Однако вера в рамках этого учения понимается
совершенно иначе, чем в контексте исторического христианства. Это отличие
заключается в том, что по учению веры она обладает действенностью сама по себе
без участия Бога. Более того, Бог будучи существом того же класса, что и
человек, тоже использует по их мнению, веру для осуществления Своих замыслов.
БПИ учит, что одна и та же сила, один и тот же принцип используется и Богом и
человеком для совершения задуманного. Бог в мировоззрении БПИ является не
объектом веры, а таким же ее пользователем, как и человек. Это приводит к тому, что не Бог является
объектом веры для последователей этого учения, а сама вера.
Приведу простой
пример: Один человек обращается в молитве с просьбой к Богу, концентрируя все
внимание на Нем, осознавая, что решение зависит от Бога. Другой же человек сам
решает, что ему нужно и основывает свою веру на самом «законе веры», т.е.
концентрируя свое внимание не на Боге, а на том, чтобы всеми силами верить и
творить «своей верой» и словами реальность, не допуская никаких сомнений.
Существует огромная разница между тем, чтобы концентрировать свое внимание на
Боге или на своих словах и некой «силе веры», которая независимо от Бога
«творит реальность».
Богословие
позитивного исповедания говорит, что чем больше «силы веры», тем надежнее
результат. Сама вера описывается как «духовная рука», «духовная сила» или
«духовная энергия». Важную роль в «законе веры» играет противопоставление
надежды и веры. Как утверждает БПИ вера всегда в прошедшем времени. Другими
словами, вера – это убежденность в том, что желаемое изменение реальности уже
произошло, поэтому, если человек всего лишь ожидает изменений, а тем более,
если он думает, что по каким-то причинам Бог может не ответить положительно, то
это классифицируется как надежда, а не как вера. При этом считается, что
надежда в отличие от веры не дает гарантии в получении каких-то результатов.
Ключевым элементом
в БПИ является утверждение, что вера способна воздействовать на физическую и
духовную реальность лишь в том случае, если она выражена в словах. При этом
утверждается, что как вера, так и слова могут быть неосознанными, поэтому любое
слово сказанное неосознанно так же действенно, как и четко сформулированное
убеждение. Именно поэтому многие приверженцы Движения Веры говорят, что нам
необходимо строго следить за своими словами и контролировать каждое из них. Они
считают, что если человек скажет: «У меня нет денег», то их и не будет никогда;
если человек позволил себе сказать: «Ничего себе!», то в его жизни ничего
хорошего и не будет. Вместо этого, по их мнению, человек должен говорить: «У
меня всегда есть деньги! Деньги ко мне приходят! Я ни в чем не нуждаюсь! У меня
есть избыток во всем!» и т.д. Некоторые учителя позитивного исповедания
говорят: «Если у Вас нет денег, то проверь, что ты говоришь». По их мнению, все
в нашей жизни зависит от того, что мы говорим, а не от Бога и нашего Ему
послушания. Иисус Христос учит нас, прежде всего, искать Царствия Божьего и
правды Его, чтобы все остальное Бог приложил как благословение, а учителя веры
учат «правильно исповедовать». Оказывается, все, что тебе нужно, это научиться
«творить реальность своей верой»! Чтобы иметь Божьи благословения, по мнению
БПИ достаточно исповедовать, что мы благословенны, и чем чаще это делать, тем
быстрее благословения придут. Это называется «правильным и неправильным
исповеданием» в Движении Веры. По мнению людей придерживающихся этого учения,
нельзя позволять себе говорить подобные слова: «бедный я человек…», «я
заболел…», «у меня нет денег», «мне плохо» и т. д.
Наверное Апостол
Павел неправильно исповедовал, позволяя себе говорить такие «негативные» слова:
«бедный я человек… мы нищи… мы ничего не
имеем…» (Рим. 7:24, 2Кор. 6:10).
Вместо этого он по учению БПИ должен был говорить: «я преуспеваю, я богат, я
силен, я победитель…» и т. д.
С точки зрения
богословия позитивного исповедания нынешняя жизнь любого человека представляет
собой результат того, что он говорил и во что он верил в прошлом. Поэтому, если у Вас возникла какая-либо
проблема, то по учению БПИ это может быть результатом Ваших слов, сказанных
когда-то. Все внимание последователей этого учения концентрируется на словах, а
не на послушании Богу, Его Слову и поискам водительства Духа Святого. Ведь, по
их мнению, все зависит от сказанных ими слов, а не от их послушания или
непослушания Господу.
Учителя позитивного
исповедания по-своему истолковывают слова Иова: «ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и
чего я боялся, то и пришло ко мне». (Иов.3:25). Они сделали вывод, что если бы Иов не боялся и
позитивно исповедовал, что у него все будет хорошо, то этих проблем у него бы не возникло. Учителя
позитивного исповедания создали целое учение на основании приведенного стиха из
книги Иова о том, что страх является, по их мнению, негативной творческой
верой, которая «творит» то, чего ты боишься. То есть, если человек боится
заболеть, то однозначно заболеет «по своей вере»; если боится за безопасность
своего ребенка, то с ним обязательно что-то произойдет и т.д. и т.п. Но истина
заключается в том, что с Иовом произошли все эти беды не потому, что тот боялся
за своих детей, а потому, что между Богом и сатаной произошел диалог по поводу
его богобоязненной жизни, и Бог Сам по Своей суверенной воле позволил сатане
забрать у Иова все, что тот имел. Именно по этой причине с Иовом произошло то,
что произошло, а не из-за его страха за своих детей живших безбожной жизнью.
На самом деле, если
человек боится за своего ребенка, то примет все необходимые меры, чтобы
обезопасить его от возможных посягательств на его здоровье и жизнь: если
человек боится простудиться, то будет одеваться по погоде: если он боится потерять
спасение, то это не означает, что он его обязательно потеряет «по своей вере»,
а то, что он будет «со
страхом и трепетом совершать свое спасение» (Фил. 2:12), и т.д. Иов в
случае со страхом за своих детей поступал правильно, принося за них жертву перед
Богом, потому что допускал мысль, что они могли во время своих пиршеств
согрешить и похулить Бога в своем сердце (Иов 1:5), потому что знал, что Бог
праведен и свят и может наказать их. Иов если можно так сказать, ходатайствовал
перед Богом за своих детей таким образом. К тому же Иов совершенно не мог
бояться и ужасаться того, что все его стада заберут у него и, тем более, что
все его тело от головы до пят покроет проказа. Но, тем не менее, с ним это
произошло не по его «негативной вере», как утверждают учителя позитивного
исповедания, а по воле Бога. Поэтому учение о страхе, который является
«негативной верой и творческой силой» является явным заблуждением, в которое
сегодня верят многие христиане.
Поскольку
исповедание, по мнению БПИ, творит в физическом мире реальность, то объектом
исповедания должна быть не существующая реальность, а ожидаемая. То есть по их
учению, человек не должен признавать реальность тех фактов, которые ОН считает
негативными, а исповедовать только желаемую для него реальность. Это означает,
что если он болен, то должен исповедовать, что здоров; если беден — называть
себя богатым и т.д. Это касается и других сфер жизни человека. Но учил ли об
этом Иисус Христос или Его Апостолы? Учит ли нас Новый Завет позитивному
исповеданию или тому, чтобы стать учениками Христа, следуя за Ним взяв свой
крест (т.е. живя не по своей воле, а по принципу: «Не
моя, но Твоя воля да будет»)? Кстати, движение позитивного исповедания
даже молитву Спасителя «Не
моя воля, но Твоя да будет» интерпретирует как негативную молитву,
потому что она не содержит в себе веру. Но НАСТОЯЩЕЕ ХРИСТИАНСТВО и заключается
в том, чтобы во всем использовать этот принцип – «Не моя воля, но Твоя да
будет». Писание учит нас во всем искать водительства Духа Святого и исполнения
воли Божьей, а не своей, так как водимые Духом Святым, по мнению Бога, являются
детьми Божьими, а не те, кто ищут своей воли и достигают своих планов,
используя для этого «духовные законы». «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14). Отсюда
следует, что по учению БПИ не Творец диктует Свою волю человеку, а человек
Творцу, так как сам человек решает для себя, что для него полезно, а что нет.
По мнению учителей
веры «Всякое даяние доброе
и всякий дар совершенный нисходящий свыше, от Отца светов…» (Иак.1:17)
не может включать в себя какие-то скорби, проблемы или даже болезни. Но вся
беда в том, что наше понимание доброго даяния от Бога, отличается от Его
понимания. Можно ли с человеческой точки зрения назвать добрым даянием от Бога «жало во плоти», которое дал ему Бог? Апостол Павел
трижды просил Господа избавить его, но Господь этого не сделал, так как считал
нужным, чтобы ангел сатаны удручал его для пользы же самого Павла, чтобы он не
возгордился. Кто-то считает «жало во плоти» болезнью, а кто-то многочисленными
трудностями, скорбями, побоями, гонениями, с которыми Павлу приходилось
сталкиваться, но в любом случае ни то, ни другое нельзя назвать с человеческой
точки зрения «добрым
даянием от Бога»,хотя на самом деле это и было добрым даянием.
Можем ли мы с
человеческой точки зрения считать добрым даянием «Всякое наказание в настоящее время кажущееся не
радостью, а печалью; но после наученным через него доставляющее мирный плод
праведности»? (Евр.12:11).
Если Божье наказание приносит печаль, каким бы оно ни было, то нам это не
нравится, и скорее всего мы не принимает это, как доброе даяние от Бога.
Почему? Потому что мы не способны видеть «всей картины» целиком, того Божьего
плана, который Он преследует в нашей жизни. И только через время, по словам
Павла, мы научаемся через Божье наказание жить праведной жизнью. (Прочтите
внимательно 12 главу Послания к Евреям с
4-11 стихи).
Можем ли мы с
человеческой точки зрения считать добрым даянием от Бога, когда мы: «Будучи судимы, наказываемся от
Господа, чтобы не быть осужденными с миром»? (1Кор.11:32). Апостол Павел объясняет христианам из Коринфа, что
если они принимают вечерю недостойно, не рассуждая о Теле Господнем (т.е. о
том, что совершил Спаситель на Голгофском Кресте для них и нас), а просто
приходят покушать и попить, то через это приходит осуждение от Бога, которое
выражается в том, что: «От
того многие из вас немощны и больны и немало умирает»(1Кор.11:30). Бог
способен наказывать даже преждевременной смертью тех, кто не желает испытывать свое
сердце, и судить себя за свои грехи, приходя с покаянием и сокрушением к Богу.
У нас свое
понимание, что есть даяние доброе исходящее от Господа и все, что с ним не согласуется, в большинстве
случаев мы отвергаем.
Последователям
позитивного исповедания трудно принять тот факт, что все зависит от Бога,
Который распоряжается нашими жизнями и судьбами, а не мы сами через «позитивные
слова». Они не желают прислушиваться к совету Апостола Иакова, которые
адресовал свои слова тем, кто сами хотят планировать свою жизнь: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и
проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не
знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое
время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно
будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей
надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло»
(Иак.4:13-16). Никто из придерживающихся учения о позитивном исповедании не
желает говорить: «Если угодно будет
Господу, то сделаем то или другое…», а многие никогда ни при каких
обстоятельствах и не скажут так, потому что подобные слова считают неверием. Но
Иаков ясно и понятно объясняет, что если в наших сердцах нет места такому
отношению к своей жизни и планам, то мы просто надменны и тщеславны, что есть
зло в глазах Господа.
В рамках учения БПИ
сам человек оценивает и решает, что для него является позитивным, а что
негативным, а так же насколько нам нужно то или иное. Последователи «учения
веры» не утруждают себя тем, чтобы искать водительства Духа Святого, а вместо
этого сами решают, что для них правильно и «созидают духовную реальность» своим
исповеданием. Конечно, они говорят, что необходимо сначала узнать волю Божью из
Слова Божьего, затем ищут для себя необходимые обетования (которые
необязательно относятся именно к ним или христианам, или вообще не являются
обетованиями) и исповедуют «слова веры». Часто люди говорят: «Ну Бог же хочет,
чтобы я был(а) счастлив(а)? Он же хочет, чтобы я имел(а) во всем избыток?» И
сами себе отвечают: «Хочет!» и начинают «творить реальность» своими словами
искренне веря, что Богу это угодно.
Конечно, никто из
нас не желает, чтобы в нашей жизни были проблемы, но из Писания мы видим, что
Бог периодически ставит человека в трудные условия ради его же блага. Но наше
представление о благе и Божье, как мы уже увидели, это принципиально разные
вещи. Мы не видим дальше собственного носа и зачастую те вещи, которые мы хотим
получить от Бога, на самом деле вредны для нас. Так же часто мы не принимаем те
вещи, которые Бог хочет нам дать, поэтому любая проблема расценивается как
неугодная. По учению БПИ проблемы считаются результатом негативного исповедания
в прошлом.
Возможность того,
что Творец может счесть по какой-то причине проблемы, трудности или болезнь
полезными для человека, напрочь отвергается учителями веры и поэтому такая
молитва как: «Если Тебе будет угодно, то дай мне …» расценивается как
негативная молитва, а такая фраза: «Да будет воля
Твоя, а не моя» вообще не используется в молитве приверженцами
позитивного исповедания.
Часто люди задаются
вопросом: «А как же разобраться, Бог ли послал испытание, трудность, скорбь или
это проделки сатаны, которому нужно противостоять на основании слов Иакова: «Итак покоритесь Богу;
противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:7). А как узнал Апостол Павел, что Бог не желает избавить
его от жала во плоти? Ему открыл это Сам Господь. Прежде всего, каждый
христианин должен стремиться к тому, чтобы слышать тихий голос Духа Святого в
своем сердце и иметь Его водительство, тогда и вопроса такого не возникнет.
Господь Сам откроет, где необходимо противостоять дьяволу, а где смиренно
принять волю Божью, которая на сегодняшний день не кажется даянием добрым. Если
у Вас есть трудности с тем, чтобы слышать голос Духа Божьего, то прочтите
статью: «Как нам реально слышать Бога?»
Некоторые проповедники
позитивного исповедания утверждают, что полученное благословение или исцеление
после получения нужно еще удержать, правильно исповедуя, иначе все может
вернуться. Но находим ли мы примеры этому, когда Христос исцелял сотни тысяч
приходящих к Нему людей? Из слов Спасителя мы видим, что человек мог потерять
полученное от Бога исцеление только в одном случае – если продолжал жить
греховной жизнью. «Потом
Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше,
чтобы не случилось с тобою чего хуже»
(Иоан.5:14). Библейское учение гласит, что болезни приходят в результате греха,
а не от «неправильного исповедания», поэтому Павел и написал церкви: «Признавайтесь друг пред
другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может
усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). Не просто молиться друг за
друга, и тем более исповедовать себя исцеленным, а прежде всего, признаваться
друг перед другом в проступках, а затем уже молиться усиленно. Так как
большинство болезней являются результатом греха, то чтобы получить исцеление от
Бога, необходимо исповедать не только грехи, но и проступки. И когда Кровь
Христа очистит, можно молиться об исцелении. В этом случае Иаков говорит: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит
его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (Иак.5:15). На
основании этого мы можем молиться с верой, обращаясь к Богу, зная, что Он
слышит и отвечает на нашу молитву, так как все условия соблюдены. Молитва веры,
обращенная к Богу, отличается от позитивного исповедания, когда сам человек
«творит реальность» своего исцеления.
Учение позитивного
исповедания распространяется не только на материальную сторону, но и на
спасение и исполнение Святым Духом. Иными словами, человек сам реализует свое
спасение, используя тот же «закон веры». Считается, что исповедуя, что мы
спасены и исполнены Святым Духом, мы сами создаем реальность своего спасения и
исполнение Святым Духом. В данном случае человеку не нужно осознавать, что он
является грешником, идущим в ад и отчаянно нуждающимся в Спасителе и милости
Божьей, а достаточно просто исповедовать свое спасение, и оно, по мнению БПИ,
станет для него реальным. Так же обстоит
дело и с исполнением Духом Святым, хотя Писание дает нам конкретное наставление
как исполняться Святым Духом: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь
Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными,
поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца,
во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф.5:18-21).
Проповедники
позитивного исповедания утверждают, что аналогичным образом происходит и
спасение других людей. То есть вместо того, чтобы годами с надеждой молиться о
спасении человека, достаточно просто один раз исповедовать, что он спасен, и
тогда это исповедание произведет изменение в окружающем мире, что приведет к
изменению сердца человека. В таком случае сразу же возникает вопрос: «А почему
тогда не исповедовать один раз, что все люди спасены, богаты и счастливы?»
Тогда Великое Поручение Христа можно было бы выполнить за несколько минут…
«ПОНИМАНИЕ
ПРОРОЧЕСТВА В УЧЕНИИ ПОЗИТИВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ»
Хотелось бы еще
немного коснуться такого аспекта, как пророчество. Во многих церквях,
придерживающихся учения позитивного исповедания, слово «пророчество» получило
иное, небиблейское значение. Библейское пророчество – это откровение данное от
Бога, Который сообщает некую информацию и Свою волю людям. Но сегодня для
множества последователей БПИ слово «пророчество» стало означать изречение
определенных слов. Часто можно слышать как они «пророчествуют» такие фразы: «Я
пророчествую успех в свою жизнь! Я пророчествую победу и преуспевание в свою
жизнь! Я пророчествую здоровье…» и т. д. То есть слово пророчество используется
не как передача людям того, что сказал Бог, а используется как позитивное
исповедание.
Придерживающиеся
учения о позитивном исповедании находят нужные им стихи из Библии, вырывая их
из контекста Писания, и начинают «пророчествовать в духовный мир». Один из
таких примеров можно привести на основании слов Апостола Павла: «Я все могу в укрепляющем меня
Иисусе Христе» (Фил. 4:13). Как часто можно услышать эти слова с таким
смыслом: «Я все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе! Я могу заработать
миллион! Я могу создать собственную фирму! Я могу стать президентом! Я могу
получить то и то, достигнуть того и того…» Но если мы обратимся к контексту
этого стиха, то увидим, какой смысл вкладывал в эти слова Павел. Он говорил не
о том, что все может получить и достигнуть в Иисусе Христе, а о том, что все
может перенести. «Умею
жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться
и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня
Иисусе Христе» (Фил.4:12-13). Вот таким образом извращается смысл
Библейских стихов теми, кто верит в позитивное исповедание и используется ими
по своему усмотрению. Люди сами решают, что хотят достичь, не советуясь с
Господом и «созидают реальность» своими так называемыми «пророчествами».
В этой статье мы
подвергли поверхностному анализу учение позитивного исповедания, которого уже
достаточно, чтобы понять его не библейское происхождение.