9. Дождь огненный и серный
Почему же в Библии говорится о дожде не только из серы, но и из огня?
Дело в том, что не все метеорные тела имеют столь малые размеры и
массу, что полностью испаряются и распыляются в атмосфере.
Например, метеориты массой примерно от
долей грамма до 10 кг и более, в процессе торможения, нагреваются до 3
000 °С и, потеряв часть своей массы из-за абляции (уноса
вещества потоком горячего газа), достигают поверхности земли.
Крупный
метеорит в виде огненного шара
с длинным
светящимся хвостом из раскалённых газов и твёрдых частиц
называется «болидом» (греч. «метательное копьё»,
рис.2).
Полёт грохочущего болида, видимый даже в дневное время,
оканчивается падением на землю и образованием кратера или, чаще,
разрушением в воздухе с выпадением мелких метеоритов. Последнее явление,
называется "метеоритным дождём" (а также "каменным"
или "огненным дождём").
Такой "дождь огненный" видел
Иоанн (Отк. 8:7), т.е. он наблюдал, в частности, полёт и разрушение
болида - "большой звезды", горящей подобно светильнику (ст.10), более
точный перевод,- «факелу».
И болид, до своего разрушения в воздухе, и факел
дают яркий мигающий свет, языки пламени, искры, дым. Свет яркого
крупного болида отбрасывает тени (даже днём!), как факел.
10. День
Господень
Библейские знамения, часто, не
только предвещают грядущие события, но и являются их неотъемлемой
частью [Л.28, стр.682]. Как в
случае дня Господня, кратко описанного апостолом Петром в
существовавших терминах и понятиях.
"Придёт же день Господень, как тать (вор) ночью,
и тогда небеса с шумом (грохотом) прейдут
(исчезнут), стихии же (небесные тела),
разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят"
(2Пет.3:10; в скобках, совр. пер. [Л.26]).
Попробуем дать физические
объяснения и ответить на возникающие при чтении этого стиха трудные
вопросы:
1) каким образом день может
придти ночью?
2) почему придёт, как вор?
3) по какой причине разгорятся и разрушатся небесные тела?
Во-первых, радиант – астрономическое знамение Второго пришествия,
будет виден только безоблачной ночью и не виден в дневное время
суток. Поэтому написано: "придёт же день Господень … ночью".
Кроме того, исходящее от радианта сияние такое яркое, словно ночью
вдруг придёт день.
Интересно, что в пасхальный Седер верующие евреи читают акростих
раби Яная, оканчивающийся словами (о дне прихода Мессии): «Сделай
тьму ночи сияющей в сверкающем свете Твоего дня» [Л.23].
Третья же книга Ездры содержит удивительное эсхатологическое
пророчество (стихи 5:1, 4): «О знамениях: … внезапно
воссияет среди ночи солнце …» [Л.24].
Во-вторых, сравнение Петром дня Господня с вором
(устаревшее «тать»), на первый взгляд, неуместно
(унизительно). Однако встречается оно также у
Иоанна (Отк.3:3, 16:15) и Павла (1Фес.5:2, 4), что уже нельзя считать
неуместным или случайным.
Традиционное объяснение использования слова "вор", -
желание апостолов подчеркнуть внезапность неожиданность
пришествия Христа (см., например, [Л.29,
стр.571]). Но даже
в те времена существовали более удачные синонимы слову "внезапность".
Появление такого необычного сравнения дня Господа с вором, можно
объяснить тем, что в древности, на Ближнем Востоке, вор проникал ночью в
дом, прокапывая отверстие (дыру) в
стене из земляных кирпичей [Л.25, стр.180), Л.3, стр.153]. Оттого Иисус
Христос, призывая верующих бодрствовать до момента Его пришествия,
говорит.
"Но это вы знаете, что если бы ведал (знал) хозяин
дома, в какую стражу (в котором часу) придёт вор, то
бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего" (Мт.24:43).
Радиант, как физическое явление, и является таким "подкопом",
неожиданной «дырой», прорывом (отверстием) в ночном небосводе.
Поэтому пророк Исаия такими словами призывает Господа.
"О, если бы Ты расторг небеса и сошёл!" (Ис.64:1,
совр. пер. "прорвав небеса, на землю спустился" [Л.26]). Псалмопевец же
такой прорванный дырявый небосвод называет обветшавшей
ризой, которую переменит Адонай (Пс.101:27).
В-третьих, стихии разгорятся по причине трения об атмосферу.
Затем, космические тела, на языке привычных для апостола терминов:
1) либо "разрушатся" (2Пет.3:10, 12), как
болиды;
2) либо "растают" (ст.12), т.е. полностью
испарятся, как малые метеорные тела.
По причине многочисленных пожаров, которые возникнут после
разрушения небесных тел, "земля и все дела на ней сгорят"
(ст.10, совр. пер. "земля, вместе со всем, что на ней, будет сожжена"
[Л.26]).
11. Библейский
параллелизм
Воспользуемся ещё одним аналитическим средством экзегетики –
библейским параллелизмом [Л.22], чтобы окончательно прояснить вопрос о
знамении Сына Человеческого. При этом учтём, что библейские стихи
писались в понятиях, терминах и категориях своего времени [Л.30,
стр.316].
Обратимся к Ветхому Завету, к Псалтири, в 17-м псалме которой
описывается пришествие (Господне) с использованием антропоморфных
терминов.
"Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись (сотряслись)
основания гор, ибо разгневался Бог; Поднялся дым от гнева Его (точнее,
"из ноздрей Его") и из уст (рта) Его огонь
поядающий (пожирающий); горячие угли (огненные
искры) сыпались от Него …
От блистания (сияния) пред Ним бежали облака Его (совр.
пер. "Его слепящее сиянье распарывало тучи" [Л.26]), град и
угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас (голос)
Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, (бросил)
множество молний, и рассыпал их" (Пс.17:8-16).
Это необычное описание, даже в деталях, совпадает с рассказами
Иисуса Христа о Своём будущем пришествии (Мт.24:27-30, Лк.17:24-30,
Мк.13:24-26), а также аналогично нескольким видениям, которые Он открыл
Иоанну.
Например, "я взглянул, и вот, произошло великое
землетрясение ... звёзды небесные пали на землю ... небо скрылось,
свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись (были
сдвинуты) с мест своих", "и сделались град и огонь, смешанные с
кровью, и пали на землю" (Отк.6:12-17, 8:5-12, 16:18-21).
Увиденное
(метеорные тела) Иоанн
называет: звёздами небесными (6:13), огнём, горой, звездой (8:7-10,
9:1); пророк Исаия - небесныи воинством (34:4); евангелисты Матфей и
Марк метеоры именуют звёздами (Мт.24:29, Мк.13:25), Лука – огненным
дождём (Лк.17:29, 30), апостол Пётр – разгоревшимися стихиями
(2Пет.3:10, 12).
Давид же называет метеоры горячими (огненными)
углями (Пс.17:9, 13, 14), сублимация которых
вызовет мощные электрические разряды в атмосфере Земли ("молнии"
в ст.15).
По-видимому, именно метеоры ветхозаветные пророки именуют
стрелами и копьями Бога звёздных воинств (Авв.3:11, Зах.9:14,
Ис.50:11). Однако, если огненные искры это метеорные тела, тогда в 17-м
псалме обязательно должно быть описание радианта.
12. Что означают уста Бога?
Устами Яхве Элохим (Пс.17:9) Давид называет, вероятнее всего, радиант
метеорного потока, распарывающий тучи (ст.13). Это не удивительно,
учитывая вселенский масштаб и небесный характер
физического явления (болиды, псалмопевец
именует огнём поядающим).
Ведь образы больших размеров в Библии связываются с Богом, а
также используются для изображения Его силы и суда [Л.27, стр.106].
Именно, Яхве контролирует атмосферные явления (Иер.10:13),
извлекает из Своего хранилища орудия гнева (50:25) "на день
битвы и войны" (Иов.38:22, 23), "которые приводятся в
движение ветром, пробуждающимся Его дыханием" [Л.28,
стр.635].
Давид видит, как от дыхания Всемогущего "поднялся дым от гнева
Его и из уст Его огонь поядающий" (Пс.17:9, в
еврейской литературе много синекдох, т.е. стилистических оборотов, в
которых часть (уста) выступает как целое [Л.27,
стр.252]). Эти гигантские уста
(радиант)
псалмопевец увидел в жилище Бога - небе (Пс.2:4, 13:2).
Пророк Исаия провидит, что перед наступлением царства Мессии, Он "жезлом
уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого"
(Ис.11:4, б).
Иоанн, описывая увиденное, применяет тот же образ: "из уст
(рта) Его выходил острый с обеих сторон меч"
(Отк.1:16, 19:15).
Примечательно, что еврейское слово «peh» (уста) имеет также
значение «отверстие» (Быт.42:27, И.Нав.10:18,
22, Дан.6:17). В буквальном смысле, «peh» это выходное
(входное) отверстие из чего-либо: колодца, пещеры, мешка [Л.27,
стр.1006].
В Дидахе, древнейшем и наиболее
авторитетном учении катехизического характера (после апостольский
период), отверстием называется знамение Второго
пришествия.
"И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия
на небе ... Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных"
(Дидахе, 16:6-8).
Такое отверстие на небе Иезекииль именует ножнами.
Из них Бог небесных воинств извлечёт меч Свой, при виде которого
обезумеют все народы (Иер.25:16).
"И узнает всякая плоть (все люди), что Я,
Господь, извлёк меч Мой из ножен его, и он уже не возвратится (совр.
пер. "куда он не войдёт
обратно" [Л.26])"
(Иез.21:5).
Отверстие небесных ножен люди увидят в околополюсном созвездии
Цефей, состоящем из 7 опорных звёзд (всего их 234, но
только семь ярче 4-й звёздной величины). На широте
Иерусалима, радиант метеорного потока станет
виден вечером на севере у края неба.
В течение ночи, радиант будет подниматься над горизонтом и
перемещаться в направлении на Восток. Исаия называет его военным знаком
(знаменем), который даст Бог для сбора Своих войск.
"И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на
краю земли, - и вот, он легко и скоро придёт" (Ис.5:26-30;
Иер.4:21).
Когда мы читаем об устах Элохим или о том, что Он поднимет знамя,
даст знак, пойдёт, увидит, услышит и пр., мы сталкиваемся с
антропоморфизмами, которых немало в Библии [Л.20,
стр.121, 309]. Точнее, с персонификацией,
когда человеческие свойства переносятся на Бога, явления природы или на
предметы.
13. Орудия гнева
Вседержителя
Через призму исторических событий
(вторжение Вавилона), в пророчекой перспективе Исаия видит (Ис.1:1) эсхатологический
день Господень (13:4-13).
Здесь, следует пояснить, что "говорить о
будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего
времени - характерный приём пророческой речи, свидетельствовавший об
уверенности говорившего в осуществлении того, о чём он пророчествовал" [Л.30,
стр.84]. Йешайа пишет.
"Идут из отдалённой страны, от края неба (горизонта),
Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю"
(Ис.13:5, смотрите также Иер.6:22, Втор.28:49).
Под орудиями Божьего гнева (совр. пер. "армия возмездия") пророк
имеет в виду, скорее всего, воинство небесное, т.е. звёзды
(метеорные тела), которые спадут с неба и истлеют
(Ис.34:4).
В другом тесте, Исаия описывает собственно шествие имени Господа
(30:27). Упоминая не только уста Его (антропоморфизм), как источник
негодования, язык Его, "как огонь поедающий", но и
горящий "гнев Его".
Слово "гнев" на древнееврейском языке также означает "нос"
[Л.26, стр.582]. Поэтому буквальный перевод Пс.17:9 выглядит так: "поднялся
дым из ноздрей Его". В совр. переводе, "Дымились Его
ноздри, изо рта рвалось всепожирающее пламя и огненные искры
разлетались" [Л.26].
Хотя евреи
полагали, что Яхве
невозможно представить в какой-то телесной форме, описание
Всемогущего с использованием реальных знакомых образов (т.е. персонификация)
считалось вполне допустимым [Л.28, стр.596].
Следовательно, в псалме 17:9 и Ис.30:27 речь идёт, очевидно, о болидах
- огненных шарах с хвостами из дыма (рис.2), падающих с неба "в
день пылающего гнева Его" (Ис.13:13, б; Отк. 8:10). Сравнение
гнева с пылающим огнём часто встречается в еврейском и родственных ему
языках [Л.1, стр.512].
Пророк Наум под гневом Бога подразумевает,
по-видимому, не только огонь, но также кроваво-красный
небесный свод из-за пыли от ног Господа (Наум.1:3-6). Образ
Божьего гнева Иоанн использовал в описании одного из своих видений
(Отк.6:16, 17).
Ведь, по причине наполнения атмосферы пылью, станут иными
её оптические свойства. Поэтому цвет неба изменится с голубого,
который определяется, в основном, молекулярным рассеянием солнечного
света, на красный, по причине преобладающего
аэрозольного рассеяния света (на микродисперсных частицах).
Физическая перемена цвета неба на кроваво-красный, вероятно,
является одним из астрономических знамений у пророка Иоиля ("кровь"
в ст.2:30). Апостол Пётр называет такой небосвод "воспламенённые
небеса" (2Пет.3:12), Павел - "пламенеющий огонь" (2Фес.1:8).
14. Тайник силы Божьей и колесница Его
Ещё одно ветхозаветное описание пришествия Господа, в
существовавших понятиях и терминах, находится в 3-й главе Книги Пророка
Аввакума.
"Бог от Фемана грядет, и Святой – от горы Фаран. Покрыло
небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск (сияние)
её – как солнечный свет; от руки Его лучи (буквально,
"рога"), и здесь тайник Его силы (славы)! …
Солнце и луна остановились на
месте своём (совр. пер. "потеряли
свой блеск,
перестали светить, видя яркие вспышки" [Л.26]) пред
светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев
("летящих в пространстве") Твоих" (Авв.3:3-19).
Читая этот, а также иные тексты о дне Господнем, как
ветхозаветные, так и новозаветные, складывается твёрдое убеждение, что
речь идёт об одном и том же событии – Втором пришествии Мессии.
Все тексты, не взирая на различия в лексике, совпадают в главном, не
противоречат в деталях, дополняют друг друга.
Например, Аввакум даёт важное дополнение, касающееся упоминавшихся
ранее стрел и копий Бога небесных
воинств; стрелы излучают свет, а сверкающие копья – сияние
(Авв.3:11).
По-видимому, пророк не считает их молниями, как не считают Захария
(Зах.9:14) и Христос (Лк.17:24, греч.
"astrape" это не
молния, а "сияние"). Потому
что вспышки молний выглядят как ломаные линии с многочисленными
зигзагообразными ответвлениями, а стрелы и копья подобны прямым
линиям.
Определённо, Аввакум имел в виду прямолинейные следы вспыхнувших метеорных
тел (рис.1); малых (стрелы) и больших –
болиды (копья).
Яркие следы метеоров пророк именует лучами, а тёмное отверстие
радианта – тайником силы (славы) Божьей: "от руки Его лучи, и
здесь тайник Его силы! " (ст.3:4, б). Свет (сияние) вокруг
радианта, он называет величием, покрывающим небеса, и славой Элохим,
наполняющей землю (ст.3:3, б).
15. Ослепительное
сияние
В устах Аввакума, слова: "свет", "величие", "слава" являются
синонимами, так как слава "означает ослепительное
сияние, знаменующее присутствие Бога" [Л.6, стр.70; Л.26, стр.68].
Например, месопотамские боги "являли своё
могущество с
помощью telammu, небесного сияния" [Л.28,
стр.122].
Сравнение ветхозаветным пророком сияния славы (евр. "kabod") Адоная со
светом,- блеск, "как солнечный свет" (Авв.3:4, а)
также не случайно. Потому что радиант, дело руки Всемогущего, будет
испускать лучи (по-еврейски, буквально, «рога»), подобно
излучению Солнца.
Такое физическое явление можно назвать скрытым (тайным)
солнцем ночного неба или, лучше, "тайником Его силы (славы)" или
взглядом Его (ст.4, 6; древние считали, что глаз излучает свет).
Если эта гипотеза верна, почему же "Бог от Фемана грядет ... от
горы Фарран"? Ведь они находятся на юге от Израиля, а
радиант появится на севере!
Очевидно Аввакум говорит не о вечернем появлении радианта (низко
над горизонтом), но о кульминации "тайника Его
силы" утром, в результате перемещения радианта в южную часть
небосвода.
Именно тогда, из-за сияния сверкающих копьев
Вседержителя и летающих стрел Его, не видно света не
только от Луны, но и от восходящего Солнца. Небесные светила, словно
остановятся (задержатся) в обители своей. Как написано.
"Солнце и луна остановились на месте своём ..."
(Авв.3:11, а). В Масоретском тексте, "Солнце и
луна остановились в обители своей" или, в
современном переводе, "Луна и солнце потеряли свой блеск, перестали
светить" [Л.26].
Однако, по
сравнению с солнечными
лучами, радиант имеет существенное отличие, а именно, след метеора
довольно быстро исчезает (через 0,1-3 сек.). Но появляется другой след в
иной области небосвода, чтобы также мгновенно исчезнуть.
Оттого радиант с большим часовым
числом ZHR напоминает вращающиеся спицы боевой
железной колесницы [Л.28, стр.254]. В Новоегипетском царстве их
делали металлическими, вооружая луком, стрелами, копьями.
Возможно, по этой причине, а также
из-за больших размеров и перемещения по небосводу, пророк Исаия называет
радиант колесницей Яхве (колесница
и колесо, в древности, это широко распространённые астральные
символы).
"Ибо вот, придёт Господь в огне, и колесницы (в
оригинале, "колесница") Его - как вихрь, чтоб излить гнев Свой с
яростью и прещение (негодование) Своё с пылающим
огнём" (Ис.66:15; Мал.4:1. "Пророки Исаия и Малахия отождествляют огонь
со вторым
пришествием Христа" [Л.29, стр.73]).
16. Светильник Бога и лицо Его
В Библии используются также иные названия радианта дня Господня.
Этого грандиозного, устрашающего, зримого присутствия Творца
вселенной. Например, пророк Софония так описывает посещение Богом
Иерусалима в "день гнева … , день облака и мглы"
(Соф.1:15).
"И будет в то время: Я со светильником осмотрю (обыщу)
Иерусалим и накажу (найду) тех, которые сидят
на дрожжах своих и говорят в сердце своём: «не делает Господь ни добра,
ни зла»" (Соф.1:12).
Яхве Элохим поступит в соответствии с древним еврейским обычаем,
когда в канун праздника Пасхи, ночью, глава семьи со светильником
обходил весь дом, чтобы проверить удалены ли все дрожжи (закваска) из
дома (Исх.12:19).
Однако грандиозные масштабы события (Соф.1:2-4, 12, 16-18)
позволяют предположить, что пророк имеет в виду необычный светильник (радиант),
принадлежащий Богу, который, в течение тёмной ночи, освещает весь город.
Иоанн в одном из видений слышит, что камням говорят люди,
скрывшиеся в пещерах и ущельях гор: " падите на нас и сокройте
нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца" (Отк.6:15,
16).
В другом случае, пророк, пребывая в Духе, сам видит Всемогущего,
лицо Которого сравнивает с ярко сияющим солнцем, "лицо Его – как
солнце, сияющее в силе своей" (1:16). Действительно, «Лик
Божий» – радиант Сына Человеческого будет сиять, будто солнце в силе
своей.
Свет, исходящий от божественного лика, например, как в псалме Давида
"Его слепящее сиянье распарывало тучи"
(Пс.17:13, совр. пер. [Л.26]), в ближневосточной традиции считался
опасным для человека [Л.27, стр.613].
Поэтому в параллельных стихах Книги Пророка Исаии, "Иди в
скалу, и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его"
(Ис.2:10, 19, 21), страх Господа и слава (в Масоретском тексте,
«блеск») величия Его, по-видимому, также означают сияющий радиант.
Этот же радиант, в другой главе, пророк называет расторгнутыми
(прорванными) небесами и лицом (синекдоха) Адоная, от которого растают
горы и содрогнутся народы, когда Он сойдёт с неба (Ис.64:1, 2;
Авв.3:3-6).
17.
Великое точило гнева
Ещё одно традиционное наименование тайника силы Божьей,
использованное Иоанном,- точило, точнее, "великое
точило (давильня) гнева Божия" (Отк.14:19) или
"точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя"
(19:15).
Точилом, в старину, называлась яма (Ис.5:2, Мт.21:33) либо
вырубленная в скальной породе, либо выкопанная в земле и обложенная
камнями с глиной. В этой яме ногами топтали виноград, чтобы выдавить из
него сок [Л.27, 29].
Крикам виноградарей, топчущих в точиле, пророк Иеремия
уподобляет голос Вседержителя в день состязания (суда) с народами.
"Господь возгремит с высоты ... страшно возгремит ... воскликнет на
всех живущих на земле" (Иер.25:30, по-научному, звуковая
ударная волна от полёта крупного небесного тела).
Такой шум (в Масоре, "гул") раздастся по всей земле (ст. 31), тогда
поднимется большой вихрь и бедствие пойдёт от одной страны к другой
(ст. 32).
Образ точила (давильни) находим также у пророка Исаии, описывающего
пришествие Господа небесных воинств в день мщения
(Ис.63:1-6).
"Отчего же одеяние Твоё красно и ризы
(одежды) у
Тебя как у (виноградаря) топтавшего
в точиле? «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною (никто не
помогал); и Я топтал их
во гневе Моём и
попирал их в ярости моей; кровь их брызгала на ризы (одежды) Мои,
и Я запятнал (запачкал) всё
одеяние Своё …".
Этот необычный образ раздавленных яростью и гневом Бога людей, как
виноград в точиле под ногами топчущего, не следует трактовать
буквально.
Потому что за небесное "точило гнева Божия" Иоанн
и Исаия принимают, вероятнее всего, радиант (яма, уста,
отверстие в небосводе), метеорные следы которого подобны брызгам крови.
Красное же небо уподобляют червлёным ризам, одеждам, обагрённым кровью.
Итак проведенное исследование Библии позволяет предположить, что
признаком (показателем) Второго пришествия Иисуса Христа явится завершение
проповеди Евангелия наступающего Царства миру, а физическим знамением
(знаком) Его пришествия послужит радиант.
Тогда небо возвестит правду о Боге, каждый человек увидит
славу Его ... и придут в замешательство все, кто поклонялся идолам своим
(Пс.96:3-7).
|