Второе пришествие
Христа
Введение. Второе пришествие Христа, а
именно: вознесение
Церкви – эта тема актуальна, и от знания ее зависит наше будущее, как в
Тысячелетнем Царстве на земле, так и в вечности. Для каждого из нас это
будет ключевым моментом. И к нему мы должны серьезно отнестись и
основательно подготовиться, чтобы Дух Святой мог вознести нас, поднять в
сретенье с Господом. Все труды наши должны быть направлены на то, чтобы
не оказаться оставленными и напрасно потратившими усилия и время: «…так
не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои?» (Пс. 72:13). Для нас это
очень важно. Вся наша жизнь должна быть посвящена этому величайшему
событию – встрече с Господом на небесах. Это событие приближается к нам с
каждым днем, и мы должны быть готовы к нему. Кто знает, сколько времени
нам осталось? Об этом и поговорим.
Что нам известно о возвращении
Иисуса Христа?Откр.
10:5-6). Второе
пришествие Христа – главное событие последнего времени. Это событие
неразрывно связано с завершением Божия плана спасения, кончиной мира,
прекращением времени и вечностью. Священное Писание говорит, что была
безначальная вечность, которая сменилась первым днем творения,
положившим начало ныне текущему времени. Но время временно, оно всегда
имеет исходную точку, протяжение и заключительный момент. Даже самому
длинному отрезку времени должен наступить неизбежный конец. Священное
Писание гласит, что, когда Божий план, ради которого понадобилось время,
закончится, времени не станет, и вновь начнется вечность: «И Ангел,
которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и
клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем,
землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не
будет»
К этому можно добавить, что
краеугольным камнем Божественного
откровения является Второе пришествие Христа. Все другие действия Божии,
упоминаемые в Библии, а именно: Его непорочное зачатие и рождение,
искупительная смерть, воскресение из мертвых и вознесение, создание
Церкви и проповедь Евангелия – только прелюдия к этому блаженному и,
вместе с тем, грозному заключительному событию.
Неудивительно, что ни одной теме не
отведено так много места в
Божественном откровении, как Второму пришествию Христа. В Новом Завете
упоминается об этом событии, прямо и косвенно, не менее 380 раз; тогда
как о рождении свыше – 9 раз, о крещении – 20 раз, а о покаянии – 70
раз. Что же касается Ветхого Завета, то в нем больше говорится о Втором
пришествии Христа, чем о Его рождении в Вифлееме.
Второе пришествие связывалось с
Тысячелетним Царством на земле.
Пророки предсказывали пришествие Мессии, который будет Царем и Судьей на
всей земле: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду
Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет
производить суд и правду на земле» (Иер. 23:4); «Низложу,
низложу, низложу и его не будет, доколе не придет Тот, Кому
[принадлежит] он (престол Давида), и Я дам Ему» (Иез. 21:27); «Глаза твои
увидят Царя в красоте Его» (Ис.
33:17).
Великие мыслители всех веков
признавали грядущий Суд Божий одним из
благотворных факторов в мышлении и поведении человека. Все Священное
Писание, упоминая о Втором пришествии Христа, говорит об этом событии,
как о неизбежно грядущем.
Христос неоднократно говорил Своим
ученикам о Вторичном Своем
явлении. На Тайной вечери Он сказал им: «Да не смущается сердце ваше;
веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А
если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда
пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и
вы были, где Я» (Иоан.
14:1-3). Христос молится об этом, говоря: «Отче! которых Ты дал Мне,
хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую
Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Иоан. 17:24).
Позже вознесшийся Христос явился
Апостолу Иоанну на острове Патмос,
открыл ему грядущие мировые события и несколько раз повторил: «Се, гряду
скоро!» (Откр. 3:11; 22:7, 12, 20).
Проповедуя о Втором пришествии Христа, ученики Его говорили об этом не в
форме своих личных предположений и догадок, а в форме Божественной
достоверности: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи
ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он
предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до
времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих
пророков от века» (Деян.
3:19-21).
На протяжении всех веков Церковной
истории Второе пришествие Христа
было «блаженным упованием» подлинно возрожденных христиан. Вера в
вознесшегося Христа и постоянное ожидание Его возвращения вошли в
Никейский символ веры, гласящий: «Верую... в восшедшего на небеса и
сидящего одесную Бога Отца; и паки (опять) грядущего со славою судить
живых и мертвых».
Ожидание верующими грядущего Христа
рассматривалось Апостолами
правильным духовным состоянием рожденного свыше верующего. Апостол Павел
пишет Фессалоникийцам: «…вы обратились к Богу от идолов, [чтобы]
служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он
воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1:9-10). Тот же
Павел пишет к Титу: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех
человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти,
целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая
блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего
Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого
беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Титу 2:11-14).
Апостол Иоанн пишет верующим:
«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но
еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем
подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:2). Апостол Петр: «О
сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных
искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего,
хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление
Иисуса Христа» (1 Петра 1:6-7).
Апостол Иаков: «Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что
пришествие Господне приближается» (Иак. 5:8).
Христос обещал прийти и непременно
придет. Посему вникнем более
детально в цели Его пришествия: почему и для чего Христос явится?
Христос вернется на землю два раза.
Первый раз Он явится за Своей
Невестой, Церковью, как написано: «Сам Господь при возвещении, при
гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе
воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены
будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом
будем» (1 Фес. 4:16-17).
В этом восхищении примут участие не все, а только те, кто в свое время
пришел ко Христу с покаянием, принял Его своим личным Спасителем и
получил дар Духа Святого: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и]
не Его» (Римл. 8:9).
Возрожденные члены Церкви Христовой
будут восхищены именно по этому
признаку, и по этому же признаку люди мира сего будут оставлены на земле
на период царствования антихриста и Великой скорби. При восхищении
наступит внезапная разлука верующих с неверующими, как сказал Христос:
«Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а
другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая
оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Луки 17:34-36).
Первый Его приход будет сокрыт от
людей века сего. Цель первого
прихода – избавление Церкви и каждого рожденного свыше от Великой
скорби. Ибо Христос дал верующему такое обещание: «И как ты сохранил
слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая
придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10).
Второй приход Христа будет явным не
только для искупленных, но для
всего рода человеческого, потому что Он придет как Судья праведный: «Се,
гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам
его» (Откр. 22:12); «…и
тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою
великою» (Луки 21:27);
«Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили
Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1:7).
Апостол Павел использует три слова для
описания пришествия Господа.
Первое слово parousia (пароусия), которое может означать как
присутствие, так и пришествие, прибытие людей высокого ранга. Со времени
вознесения Христа дается такое описание, что Он сидит одесную (с правой
стороны) Бога на небесах. Он посетит землю вновь Своим личным
присутствием (Деян. 1:11) в
конце этого века (Матф. 24:3)
в силе и славе (Матф. 24:27)
для того, чтобы воскресить мертвых во Христе (1 Кор. 15:22-23), взять к
Себе Своих людей (Матф.
24:31) и разрушить зло (1
Фес. 5:23; 2 Фес. 2:8).
Пришествие Христа будет также
апокалипсисом (apokalypsis) –
снятием завесы, или открытием Сына Божия, Царя царст¬вующих и Господа
господствующих, Судьи живых и мертвых. Сила и слава, которые сейчас
принадлежат Ему по благодати, Его возвышение и небесное положение должны
быть открыты миру. Христос уже возвышен Своим воскресением и
пребыванием с правой стороны от Бога, получив власть над всеми духовными
врагами (Ефес. 1:20-23).
Сейчас Он носит имя, которое выше всех имен; Он возвышен Господом (Филип. 2:9). Ныне Он правит
как Царь одесную Бога (1 Кор.
15:25). Однако Его правление и Его господство не явственно в мире.
Его апокалипсис будет раскрывать миру славу и силу, которые принадлежат
Ему (1 Петра. 1:7, 13; 1 Кор. 1:7; 2 Фес. 1:7).
Таким образом, Второе пришествие
Христа неотделимо от Его вознесения и
небесного присутствия, ибо оно раскроет миру Его, существующее сейчас,
господство и будет средством, с помощью которого преклонится пред Ним
каждое колено и всякий язык признает Его господство (Филип. 2:10-11).
Третье слово epiphaneia (епифания) –
появление, оно указывает на то,
что пришествие Христа будет видимым. Хотя этот термин ограничен, в
основном, пасторскими посланиями, Апостол Павел говорит Фессалоникийцам,
что Христос убьет беззаконника духом уст Своих и истребит его «явлением
(epiphaneia) пришествия (parousia) Своего» (2 Фес. 2:8). Пришествие Христа
не будет секретом, тайным событием, но прорывом в историю славы Божией.
Неразделимая связь между этими двумя
действиями в искупительной
работе Христа иллюстрируется двусторонним использованием слова
epiphaneia (епифания) для того, чтобы обозначить как воплощение, так и
Второе пришествие Христа. Бог уже сломил силу смерти и показал
реальность жизни и бессмертие в истории через появление (epiphaneia)
нашего Спасителя Христа во плоти (2 Тим. 1:10). Однако это не
заключительный термин искупления. Надежда все еще ожидает нас в будущем –
в появлении (epiphaneia) славы нашего великого Бога и Спасителя Иисуса
Христа (Титу 2:13).
Теология периодов работы Бога
разделяет Пришествие Христа на две
части: секретное (таинственное) пришествие Христа до периода Великой
скорби для Церкви и появление в славе в конце Великой скорби для того,
чтобы принести спасение Израилю и установить Тысячелетнее Царство. Эти
два пришествия обычно называются восхищением и откровением. В то время
как теологи периодов работы Бога сохраняют взгляд двойного пришествия
Христа, многие из обычных экзегетических аргументов утрачиваются. И
действительно, Волвурд (Walvoord) доходит до того, что признает, что
позиция сторонников доктрины пришествия Христа до Великой скорби для
Церкви не имеет явного учения в Писании. Это значительное признание.
Дело в том, что надежда Церкви не является секретным событием, невидимым
для мира. Христианская надежда – это видимое появление славы Бога в
пришествии Христа (Титу 2:13),
откровение миру Иисуса как Господа, когда Он придет со Своими
могущественными Ангелами (2
Фес. 1:7).
Теология пришествия Христа – та же
самая, как у Апостола Павла в
синоптических книгах. Спасение – это вопрос, который касается не только
судьбы индивидуальной души, но включает весь курс человеческой истории и
человечества в целом. Пришествие Христа – это решительное событие
для всех людей; оно обозначает или спасение или осуждение. Более
того, спасение – это не просто личный вопрос, оно касается всего Божия
народа и включает трансформацию (изменение) всего физического порядка.
Это искупление – полностью работа, действие Бога.
Пришествие Христа – величайшее
событие: Бог, Который посетил людей
в смиренном историческом Иисусе, посетит их снова в прославленном
Христе. 1 Кор. 15:28).
Цель искупления ничуть не меньше, чем установление Божия
правления во всем мире, «да будет Бог все во всем» (
Когда Христос придет? Первыми,
кто начал интересоваться этим
интригующим вопросом, были сами Апостолы. Однажды, когда Христос
беседовал с ними, сидя на горе Елеонской, они спросили Его: «…скажи нам,
когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24:3). Отвечая им на
первую половину вопроса (когда?), Христос сказал: «О дне же том и часе
никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф. 24:36). Из этих слов
мы заключаем, что момент пришествия Христа останется нераскрытой тайной,
вплоть до Его появления на голубом своде неба, «с силою и славою
великою».
В ответ на просьбу учеников,
выраженную во второй половине вопроса
(какой признак?), Христос указал им не на один признак, а на целый ряд
признаков и примет. Христос указал им на такие духовные явления,
социальные перемены и международные события, от которых не могут
отмахнуться даже те, кто не верит Писанию и свое неверие основывает на
принципе «не увижу – не поверю». Указанные Христом признаки гораздо
убедительнее любой даты Его прихода, если бы таковая и была упомянута в
Писании. По признакам, указанным в Евангелии, легко может судить о
приближающемся приходе Христа даже тот, кто не сведущ в цифрах и датах.
Вспомним указанные Христом признаки и
вкратце остановимся на
некоторых из них.
События, которые должны предшествовать Второму пришествию. Призвание
язычников. Несколько мест в Новом Завете указывают, что Евангелие
Царства Божия должно проповедоваться до возвращения Христа всем народам
мира (Матф. 24:14; Марка 13:10; Римл. 10:15). Это не значит,
что с Евангелием должен быть ознакомлен каждый человек в мире.
Указанные места требуют, чтобы все народы земли были облаговещены, чтобы
Евангелие стало силой, призывающей к принятию решения.
Обращение Израиля. Как в
Ветхом, так и в Новом Заветах
говорится об обращении народа Израиля (Зах. 12:10; 13:1; Римл. 11:25-29; 2 Кор. 3:15-16). Последнее
из указанных мест, как нам кажется, увязывает обращение народа Израиля с
концом света. Некоторые теологи, на основании этих мест Писания, делают
вывод, что Израиль как нация в конце концов обратится к Господу. Однако
такая интерпретация кажется сомнительной. Иисус говорит о детях Своего
Царства как об изгнанных (Матф.
8:11-12), говорит о Царстве, которое у них забрали (Матф. 21:43), но Он никогда
не говорит об их восстановлении в прежнем качестве. Это вовсе не
обязательно должно следовать из Матфея 19:28 и из Луки 21:24, хотя возможно,
что в Римл. 11:11-32 говорится
об обращении всего народа. Поэтому естественно предположить, что
выражение «весь Израиль» в стихе 26 просто означает полное число
избранных из всего количества людей, участвовавших в древнем Завете. Из
этих мест также следует, что в конце концов большое число Израильтян
вернется к Своему Господу.
Приход антихриста. Библия
предсказывает явление антихриста,
грешника, который противопоставит себя Иисусу Христу, и который будет
уничтожен дыханием Господа во время Его прихода (2 Фес. 2:3-10). Библия
говорит об антихристах во множественном числе (1 Иоан. 2:18; Матф. 24:24), о духе
антихриста (1 Иоан. 4:3) и
об антихристе в единственном числе (1 Иоан. 2:22; 2 Иоан. 1:7); он (антихрист)
также называется человеком греха (2 Фес. 2:3). Объяснение такому
количеству оценок антихриста – в том, что дух антихриста проявлялся уже
в дни Апостолов в усилиях тех, кто хотел уничтожить плоды работы Иисуса
Христа. Очевидно, что противостояние Христа и антихриста достигнет
своей кульминации в явлении какого-то одного индивидуума, который
возвысит себя: он явится как «противящийся и превозносящийся выше всего,
называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он,
выдавая себя за Бога» (2 Фес.
2:4).
Знамения и чудеса. В Библии
говорится о целом ряде знамений,
которые будут предшествовать концу мира и пришествию Христа. Этими
знамениями будут: а) войны, засухи, землетрясения, которые станут
предзнаменованием перерождения Вселенной; б) великие бедствия, во время
которых праведные будут страдать и нести мученический венец ради Христа;
в) лжепророки и лжехристы, которые попытаются увести людей с пути
праведного (Матф. 24:29-30;
Марка 13:24-25; Луки 21:25-26).
Сюда входят такие события, как:
международные конфликты, столкновения
и потрясения: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не
ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо
восстанет народ на народ, и царст¬во на царство» (Матф. 24:6); повсеместный
голод и губительные эпидемии: «…и будут глады, моры» (Матф. 24:7); народные
волнения, восстания, мятежи и смуты… Никогда раньше не было такого
множества манифестаций, протестов, бунтов, восстаний и революций в
государствах, как ныне. Никогда не наблюдалось такого морального
разложения в семьях, в обществе, в школах и университетах, какое
происходит сейчас. Никогда раньше не было такой вражды и организованных
беспорядков среди людей разных рас, разных классов, политических партий,
рабочих союзов и студенчества.
Стихийные бедствия. Христос
предсказал, что Его явлению будут
предшествовать «большие землетрясения по местам» (Луки 21:11). Бог использует
землетрясения для того, чтобы засвидетельствовать о Своем присутствии,
чтобы пробудить беспечных, как это было в Филиппах (Деян., гл. 16). Бог прибегает
к землетрясениям, чтобы напомнить нам о смерти и вечности и показать,
во что могут превратиться в одно мгновение наши хижины и наши чертоги.
Землетрясение – одно из многих средств Божия наказания, над которым
человечество никогда не будет иметь контроля, не сможет предотвращать их
или низводить их действие на нет. Мы должны приготовиться к большим
землетрясениям: «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет
скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и
придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит
Господь Саваоф» (Аггея 2:6-7).
Небывалые катаклизмы во Вселенной: «Но
в те дни, после скорби
той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с
неба, и силы небесные поколеблются» (Марка 13:24-25); «И будут
знамения в солнце и луне и звездах» (Луки 21:25). Это пророчество
Христа знаменательно уже тем, что в нем выражена тесная зависимость
лунного света от света солнечного: «...солнце померкнет, и луна не даст
света своего». Спрашивается: кто знал две тысячи лет тому назад о том,
что свой свет луна получает от солнца, что она только отражает солнечный
свет, будучи сама по себе мрачной и безжизненной планетой? Христос
предсказывает, что силы небесные поколеблются. Другими словами:
существующие ныне порядок и законы течения небесных тел будут нарушены.
Кто внесет в обычный ход планет такое внезапное нарушение гармонии и
порядка? Вполне допустимо, что не обойдется без вмешательства безбожного
человечества, возглавляемого безбожными политиками и их «жрецами»,
людьми безбожной науки. Наконец, Сам Господь дал такое обещание: «…еще
раз поколеблю не только землю, но и небо». Апостол Иоанн, видевший в
видениях кончину мира, пишет: «…и солнце стало мрачно как власяница, и
луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как
смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И
небо скрылось, свившись как свиток» (Откр. 6:12-14).
Осуществление этого обетования может начаться без предупреждения, в
любую минуту.
Сильные гонения на Церковь Христову
– один из признаков,
упомянутых Христом: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас;
и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Матф. 24:9). Гонения на
Церковь – явление не новое. Истинная Церковь Христова всегда была в
конфликте с окружающим ее миром и сатаной. Христос сказал: «Помните
слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня
гнали, будут гнать и вас» (Иоан.15:20);
«Да и все, желаю¬щие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Церковь
претерпела в самом начале своего развития десять страшных гонений от
римских императоров, но она должна будет подвергнуться еще большим
преследованиям при завершении своего земного служения.
Небывалые в истории человечества затруднения: «…а на земле уныние
народов и недоумение» (Луки
21:25). Раньше человек был занят своими мелкими делами; до него не
доходили беспокойства, проблемы и страхи, которые обуревали мысли и
чувства государственных правителей. Это было когда-то, но не теперь. В
нашу тревожную эпоху каждый человек остро реагирует на социальные
проблемы в стране и на изменения в международной ситуации. Потеря
взаимного доверия между государствами и вызванный этим крах дипломатии,
падение правительств, падение валюты, падение духовных ценностей,
морали, нравственности – все это порождает всевозможные затруднения и
тупики.
Эпоха необычайного материального благополучия и расцвета превращается в
эпоху тревоги, обеспокоенности, уныния и недоумения. Говоря об этом,
вспоминается пророчество Апостола Павла: «Знай же, что в последние дни
наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды,
надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы,
недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не
любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели
боголюбивы» (2 Тим. 3:1-4).
Но переживаемые нами «времена тяжкие» – это «только начало болезней»,
только преддверие той «седьмины», которая в Писании носит название
Великой скорби: «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от
начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет» (Марка 13:19); «…люди будут
издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо
силы небесные поколеблются» (Луки
21:26). Таковы скорбные признаки скорого возвращения Христа.
Отступничество Церкви и моральное
падение мира:Матф. 24:10 и
12); «Но Сын
Человеческий,
придя, найдет ли веру на земле?» (Луки 18:8), потому что сатана направит
все свои силы к тому, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:24). «…и тогда
соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг
друга… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»
Необыкновенный расцвет всестороннего
знания. «И умножится
ведение» (Дан. 12:4), –
сказал пророчески Даниил, характеризуя последние времена. Человек всегда
стремился к тому, чтобы знать, ведать, иметь сведения. Сатана обольстил
наших прародителей плотским знанием. Бог хотел вести человека путем
любви, которая назидает; сатана же подсунул им знание, которое
надмевает. И обманул их, сказав: «…в день, в который вы вкусите их,
откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).
Священное Писание различает два вида знания: знание истинное и
лжезнание: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает
так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:2-3). Ибо так
говорит слово Божие: «…если будешь призывать знание и взывать к разуму;
если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то
уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает
мудрость; из уст Его – знание и разум» (Пр. 2:3-6).
Что пользы человеку знать все, но не
знать самого себя, не знать
Бога, не знать Его воли, не знать, в чем смысл его земной жизни, и не
ведать, что ожидает его после физической смерти? Что пользы знать,
каково расстояние от земли до солнца или луны, и не знать, насколько мы
удалены духовно от Бога или насколько ничтожно расстояние, отделяющее от
вечности и неизбежного Суда? Что пользы знать, что делается во всех
государствах мира, и не знать, что творится в собственной душе? Но
человек всегда стремился к знанию материальному, в ущерб знанию
духовному. Поэтому Слово Божие говорит: «Безумствует всякий человек в
своем знании» (Иер.10:14);
Господь «обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и
знание их делает глупостью» (Ис.
44:25).
Всемирная проповедь Евангелия
Христова. «И проповедано будет сие
Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и
тогда придет конец» (Матф.
24:14). Воскресший Христос повелел Своим ученикам: «…идите по всему
миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и
креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марка 16:15-16). Но
никогда еще за всю историю Церкви не было такого множества великих
глашатаев Евангелия, такой духовной свободы, такой широкой возможности
проповеди благодатного Спасения Христова – в громадных аудиториях, с
помощью микрофонов, громкоговорителей, радио, телевидения, хоров,
оркест¬ров и пр., как в наше время. Никогда раньше так широко не
распространялось Слово Божие, как сейчас.
Некоторые богословы обращают серьезное внимание на слово «во
свидетельство», которым Христос воспользовался в вышеприведенном тексте:
«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во
свидетельство всем народам». Богословы говорят, что Евангелие
проповедовалось людям почти две тысячи лет и проповедовалось «во
спасение», а теперь, в последнее время, оно проповедуется главным
образом «во свидетельство», дабы в День Суда люди, слышавшие Слово
спасения и не принявшие его, не имели бы никакого извинения пред Богом.
Порою кажется удивительным, что люди
вполне нормальные, разумные,
способные слышать Слово Божие, разбираться в нем, понимать повеление
Божие «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марка 1:15), отказываются
повиноваться Божию повелению и продолжают строить жизнь свою на песке, а
не на камне. Где причина? Причина – в свободной воле человека, который
пользуется этой свободой во вред самому себе.
|